Пустая ниша: где искать идеи для нового бизнеса в Калининграде
Сегодня все интереснее наблюдать за тем, как ведет себя новое поколение предпринимателей: они занимают новые ниши, высказывают идеи и смело конкурируют с опытными бизнесменами. На открытии клуба Winner, организованном РБК-Калининград в ресторане «Brasserie de Verres en Vers» отеля «Рэдиссон», собрались представители молодого бизнеса и опытные бизнесмены. Обсудили, откуда берутся идеи для бизнеса, следует ли полагаться на интуицию, и выбрали одну идею, воплощения которой, на их взгляд, особенно не хватает в Калининграде.
Любовь Антонова, главный редактор журнала «Королевские ворота»: - Сегодня все больше бизнесменов говорят о семейном бизнесе. Думаю, что десять-пятнадцать лет назад о такой категории речь практически не шла. За этим столом собрались многие представили семейного бизнеса, в большинстве своем, это молодое поколение, перенявшее традицию у своих родителей. Хотелось бы спросить у нашего сегодняшнего гостя из Италии, его бизнес семейный?
Дарио Пьерацуолли, винодел из Тосканы, две его винодельни представлены на российском рынке компанией Tenuta Cantagallo: - Я могу с уверенностью сказать, что наши винодельни - это семейное предприятие. Мой дед начал работать на винодельне в 1970 году, потом присоединились мой брат, я и две сестры. У нас две винодельни в Тоскане, обе по разные стороны холма Монтальбано. Кроме того, наша семья занята производством оливкового масла Gallo категории extra virgin. С 2002 года мы инвестируем в агро-туризм. В рамках этого же направления построили отель и открыли ресторан тосканской кухни на территории винодельни.
Любовь Антонова: - Помогает ли «семейная история» искать новые идеи для бизнеса? Например, здесь присутствует Валентин Усенков, многие из нас достаточно хорошо знают его маму Галину Усенкову. Валентин, вам история семейного бизнеса точно достаточно близка.
Валентин Усенков, основатель проекта Usenkov.pro: - Я также являюсь представителем семейного бизнеса. Развиваю два направления, которые помогают владельцам компании приумножать свой капитал: первое - постановка систем управления финансами и вторая - программа для руководителей. Второй проект начинал с мамой – известным специалистом бухгалтерского и налогового учета. Мне когда-то пришла идея подхватить компетенции и начать доносить их до первых лиц компаний. Мы по-прежнему являемся партнерами.
Любовь Антонова: - Вы считаете, семейный бизнес – это хорошо или плохо?
Валентин Усенков: - Я противник категорий «хорошо» или «плохо», все происходит в зависимости от определенных обстоятельств. Средний возраст российских компаний составляет 5-6 лет. Смена поколений в бизнесе происходит каждые пятнадцать лет. В России же компании не достигли возраста, необходимого для смены владельцев первого поколения.
Любовь Антонова: - Мария и Дарья Титовы, а как в вашем случае? Родители до сих пор участвуют в вашем бизнесе?
Мария Титова, совладелица модного дома Pudra, магазина женской одежды Estee: - С недавнего времени мы владельцы бренда Pudra, создали его на базе магазинов женской одежды. Наш бизнес основали родители, мы постепенно вошли в него и дали ему новое направление – включили в ассортимент одежду, которую производим сами. Родители до сих пор активно участвуют в управлении, но мы потихоньку освобождаем их от обязанностей.
Любовь Антонова: - Получается, идеи могут появляться из семейных традиций. Многие предпочитают использовать маркетинговые исследования, они могут указать на свободную нишу и подтолкнуть к формированию идеи. Есть ли в Калининграде специфика, которая явно скажет о том, сработает тут определенная идея или нет?
Олег Скворцов, учредитель консалтинговой компании «Контакт», соучредитель «Ква-кафе» - проекта в сфере общественного питания: - Калининградская область уникальна, и мы всегда подчеркиваем это. Мы живем на маленьком острове, и кажется, что ниш для развития бизнеса мало. Люди, приезжающие в Калининград, часто указывают на идеи, которые тут еще пока не воплощены или это сделано недостаточно хорошо. Например, не хватает некоторых вещей в сфере сервиса, допустим, оказания услуг замены ковриков в отелях или винного бара в традициях Санкт- Петербурга и Москвы. «Чужаки» сталкиваются с тем, что им сложно внедриться из-за непонимания и знания законов бизнес-сообщества.
Богдан Яровой, совладелец венчурной компании SmartHub: - По поводу винных баров: в этом плане я не стал бы сравнивать Санкт-Петербург и Москву. Нужно брать сопоставимые категории, например Пензу и Калининград. И в этом смысле тут все неплохо. Когда я слышу про уникальность Калининграда, про дотацию тарифов на перевозку, то сразу говорю, что у людей «барьеры» в голове. Любой регион имеет свои особенности. К тому же есть компании, которые рассматривают Калининград как стартовую площадку, а не конечный рынок.
Мария Титова: - Когда мы начинали бизнес, изначально понимали, что хотим здесь только начать. В смысле условий для развития бизнеса здесь просто теплица.
Любовь Антонова: - Где же молодым людям найти свою тему и нишу?
Игорь Крупицкий, учредитель группы компаний «Конти», сети ресторанов «Папаша Беппе», ресторана «Бон-бон», розничных сетей «Шиндорадо» и «Колесо»: - Надо искать, и ниша найдется. В Калининграде рынок потребления еще не сформировался на должном уровне. Это происходит, когда средний доход составляет 800 долларов на человека, тогда домохозяйства имеют возможность тратить деньги не только на удовлетворение ежедневных потребностей. У нас доход в два, два с половиной раза ниже. Мне кажется перспективным все, что связано с сервисом.
Олег Матукевич, руководитель компании «ИНОК»: - С точки зрения сервиса Калининград действительно пустая ниша, мы часто преувеличенно оцениваем плотность рынка. У меня есть знакомый, который создал в Польше правовую систему «Лекс», ее купил крупный голландский издательский концерн. Когда он к ним ехал, думал, что в Польше на своем поле сделал все, но увидел, что делают в Голландии и как зарабатывают, и понял, что продал лопату в начале очень длинного поля. Во многом наш рынок еще растущий.
Интуиция или строгий расчет?
Любовь Антонова: - А можно ли сегодня пользоваться интуицией, проверяя идею или нужно заниматься маркетинговыми исследованиями? Я хорошо помню, как несколько лет назад, когда я брала интервью у бизнесменов, все говорили: «Я работаю на интуиции». Сейчас это вызывает сомнение, потому что в современном мире доступно невероятное количество данных, которые мы можем получить.
Дарья Титова, совладелица модного дома Pudra, магазина женской одежды Estee: - Если это касается личных отношений с партнерами, интуиция может сработать. Если есть конкретная идея, которую ты хочешь проверить, то здесь надо считать, а интуиция может стать вишенкой на торте.
Богдан Яровой: - Под интуицию банки кредиты не дают. Во всех остальных случаях она работает замечательно. Если мы говорим о предпринимательстве, то на первом этапе начинающими всегда двигает интуиция, из которой рождаются идеи. Форд создавал новое уникальное средство передвижения, а ему говорили: «Нам нужна лошадь в два раза сильнее и в три раза выносливее». Если бы Форд пошел по этому пути, автомобиля бы не было, маркетинговое исследование не подтвердило бы, что автомобиль необходим. Оно хорошо работает, когда ты берешь франшизу и начинаешь тестировать рынок, но ты ничего не изобретаешь. Без интуиции ничего не придумаешь.
Любовь Антонова: - А в цифровом мире, которым ты занимаешься, интуиция работает?
Богдан Яровой: - Цифровой мир помогает интуиции. Есть такая модель Leanstartup, она помогает опровергнуть или подтвердить гипотезу. Философия заключается в том, что тебе не надо изобретать суперсложный продукт со всеми фишками. Сначала ты должен продать базовую версию и если увидишь, что рынок готов, усовершенствуй продукт. Возьмем модель открытия бара крафтового пива. Основатели могут заложить квартиру, сделать роскошный интерьер, привезти повара из Италии и к этому добавить крафтовое пиво. Но у нас есть пример в городе, когда люди пошли совершенно правильным путем в современном мире - вложили минимальное количество денег, создав лаконичный интерьер, и максимально сократили путь до кошелька клиента.
Олег Матукевич: - Бизнес можно и нужно начинать без интуиции, а вот предпринимательство - нет. У предпринимателя желание идти вперед сильнее страха. Когда люди не чувствуют страха, то бросаются в бизнес. Когда человек считает, он не сделает ничего принципиально нового.
Валентин Усенков: - Большинство калининградских бизнесменов руководствуются интуицией. Это самый дешевый, быстрый и самый неточный способ принятия решения. Было бы лучше, если бы вместо интуиции заработала технология принятия решений. В Калининград недавно пришла такая франшиза как «Додо пицца», у них 172 пиццерии по всему миру. Из их отчетности, которую основатель каждый день публикует в Фейсбуке, понятно, что окупаемость проекта составляет полтора года - это не самые хорошие показатели. Там нет интуиции, они отрабатывают технологию, стандарты, их выполнение и контроль. И эта модель в итоге передавит всех.
Богдан Яровой: - Я не согласен смотреть на мир сквозь призму инструментария, это все-таки категория тактическая. Я считаю, что стратегическая категория интуитивна, тактическая связана с инструментарием. Растущий на протяжении длительного времени бизнес - это очень гармоничное сочетание интуиции инструментария.
Дмитрий Соколов, cоучредитель компании KD-пицца и «Пивной Двор»: - Считаю: чтобы создать интересное предложение на рынке, нужна интуиция, но чтобы создать бизнес это не обязательно. Можно быть эффективным, если построить компанию с сильным контролем расходов. Мы же, построив сеть по розничной продаже пива «Пивной двор», решили прокачать себя в сфере общепита и открыли компанию по производству и доставке пиццы. На тот момент это прекрасно вписывалось в помещение, которое было у нас в аренде. У нас сильные компетенции, мы хорошо разбираемся в недвижимости, знаем, какое место, для какого вида бизнеса лучше подойдет. Изначально вычисляли это опытным путем. Я считаю, что интуиция - это та часть сознания, которая отвечает за творческое мышление.
Мария Титова: - Pudra, например, не рождалась при помощи интуиции. Мы знали, чего хотят покупательницы и что предлагают наши конкуренты, поэтому создали свою коллекцию, которая легко «подгоняется» под клиента, быстро и за те же деньги, что и готовое изделие. Когда запускали проект, прежде всего считали. Я училась в бизнес-школе, где мне предоставили пакет инструментов, с помощью которого мы создавали бизнес.
Любовь Антонова: Во время дискуссии прозвучала идея открытия винного бара. Сергей, много пьют вина в Калининграде?
Сергей Хмилевский, региональный представитель в Калининградской области FORT Wine & Spirits, сооснователь винного клуба «PRO Вино»: - В Калининграде пьют вино, но нам есть куда стремиться. Потребление вина в России составляет 8 литров в год, в Финляндии - 20, во Франции - 55. Это не значит, что в России потребляют меньше алкоголя, просто мы предпочитаем другие напитки. Интересно, что лидером потребления вина являются США, страна, которая не могла похвастаться такими показателями еще 20 лет назад. Сегодня на рынке тяжело найти вино с хорошим соотношением цены и качества. Чем больше в стране финансовых потрясений, тем сложнее найти хорошее вино. Отчасти наш клуб «PRO Вино» предлагает решить эту проблему и посетить дегустацию вин, то есть получить возможность выпить вина, которое сложно найти.
Богдан Яровой: - Недавно в одном акселераторе высокую оценку получил проект, в рамках которого по подписке раз в неделю рассылают капсулы с определенным вином. Вы не думали создать нечто похожее в Калининграде? Отправлять подписчикам домой бутылку вина со своими рекомендациями. Ведь не у всех есть возможность ходить на заседания клубов.
Дарио Пьерацуолли: - Я не понимаю, как можно принимать решение за человека и присылать ему бутылку вина, которая ему якобы подходит в данный момент. И потом, если продавать вино в капсулах, на мой взгляд, это плохо влияет на вино, в нем начинается процесс оксидации.
Богдан Яровой: - Есть один комментарий - проект создавали не виноделы, и уважение к этому напитку как категория там отсутствует.
Олег Скворцов: - В Калининграде появляются монозаведения, например крафтовые бары и кофейни. Еще несколько лет назад никто не мог такого вообразить. А вот с вином почему-то не получается. Казалось бы, нет ничего проще: некоторым поставщикам вина, работающим с производителями, открывать в бутиках дегустационные и приглашать туда гостей.
Дарио Пьерацуолли: - В Италии винные бары все больше раскручивают через социальные сети. Там не работает традиционный маркетинг, и к этому надо быть готовым.
Любовь Антонова: - В Калининграде однозначно не хватает винного бара, где люди могут попробовать разное интересное вино за небольшие деньги. По-моему, это отличная идея, ждущая воплощения.
Редакция РБК-Калининград выражает благодарность за помощь в организации встречи клуба ресторану «Brasserie de Verres en Vers» отеля Radisson и клубу «Pro вино»