Сила в слабости: женщины-бизнесмены развенчали мифы на Winner Калининград
На тринадцатой встрече клуба Winner, организованной РБК Калининград, участники обсудили влияние женщин на корпоративную культуру и применении нецензурных выражений для достижения рабочих целей.
Партнерами встречи выступили компания МТС, ресторан Hoffman отеля Crystal House и компания «Неско Северо-Запад».
Вопрос о равноправии, поднятый модератором встречи главным редактором радио «Комсомольская правда — Калининград» Василием Масальским, участницы восприняли спокойно. Они сошлись во мнении, что на сегодняшний день женщине в бизнесе не нужно никому ничего доказывать.
«Сейчас проблема скорее в обратном, в том, чтобы преподнести себя именно как женщину, — отмечает директор калининградского филиала МТС Анна Хлевтова. — Ожидания от руководителя одинаковы. Вне зависимости от пола, скидок уже никто не делает». Более того — по ее наблюдению, случаи, когда мужчины пытаются обращаться с бизнес-партнером «как с женщиной», могут навредить делу: от «слабого пола» традиционно ожидают проявлений слабости.
Генеральный директор и учредитель брендингового агентства YANICOD Анна Яни, которая также входит в правление ассоциации «Деловые женщины регионов», рассказала, что, по ее наблюдениям, если старшее поколение женщин-предпринимателей пришло в бизнес «не от хорошей жизни», то сегодня положение дел существенно изменилось. Многие женщины начинают собственное дело, чтобы производить что-то красивое и полезное — и получать от этого удовольствие.
«Не всегда легко»
Хотя так было не всегда. Еще недавно женщинам приходилось бороться со стереотипами, и доказывать, что они способны принимать эффективные решения в сферах, которые считаются «исключительно мужскими». «У нас, можно сказать, бизнес «мужской» — проектирование систем газоснабжения, — рассказала учредитель фирмы «Авантаж» Ирина Сабадаш. — И меня порой не воспринимали всерьез. Здесь нужно уметь себя показать и проявить, приложить усилия к преодолению недоверия. Это не всегда легко дается».
Генеральный директор и соучредитель ГК «Ремжилстрой-Инвест» Ирина Губко — единственная женщина-руководитель среди крупных застройщиков региона. Она поделилась с коллегами своим наблюдением: начиная с определенной планки достижений, гендерная разница никакого значения уже не имеет. «Когда ты вступаешь в реальную схватку, вопросы пола отходят на третий план. Сегодня женщину уже ничто не ограничивает, к тому же в бизнесе все способы хороши. Я не стесняюсь попросить помощи у мужчин, и многие мне действительно помогают».
Опыт учредителя компании «Айти Премиум» Юнны Горобченко подсказывает, что на гендерные факторы в корпоративной среде существенное влияние оказывает сложившаяся деловая культура страны в целом. «Десять лет я управляю собственным бизнесом, в свое время стала первой женщиной-партнером компании Apple в России и никогда не чувствовала себя «не в своей тарелке», общаясь с коллегами и партнерами, — рассказала она. — В американских и европейских компаниях гендерные вопросы уже давно не стоят — женщина на высоком посту не вызывает удивления. Мне кажется, что в наше время и в России женщины достаточно комфортно себя ощущают, строя карьеру».
Индивидуальный предприниматель Елена Данилова, продвигающая бренд «Русская корона», создает и производит современный вариант традиционных русских кокошников. Она признается, что мужчины являются скорее спутниками, чем противниками. По словам Даниловой, в ее бизнесе они помогают рыночному продвижению продукта в основном с технической стороны дела.
Трудности перевода
Генеральному директору и соучредителю компании «Портовый элеватор» Елене Зайцевой бизнес достался в 2011 году, когда скоропостижно скончался ее супруг. Сегодня она единственная женщина в России, управляющая экспортным портовым зерновым терминалом. По словам Зайцевой, это тяжелый труд, требующий полной отдачи и знаний о качественных показателях зерновых культур и условиях их хранения, а также о морской, железнодорожной и автомобильной логистике. И женщине здесь приходится нелегко.
«Да, есть профессии, куда женщине лучше вообще «не ходить», — согласна с Зайцевой Ирина Губко. — Я сама поработала на стройке и мастером, и прорабом. И убеждена, что это совсем не женская работа». Однажды во время презентации мужчина из зала задал Ирине вопрос: а умеет ли она, работая в строительной отрасли, ругаться матом? В ответ она вспомнила лишь один случай, когда коллега-мужчина позволил себе повысить на нее голос. Но его осадил сам мужской коллектив.
В практике Ирины Сабадаш случалось и иное. Клиенту, который принципиально разговаривал только «трехэтажным», она как-то раз ответила на том же языке.
«Понимаю, что это меня не красит — но в результате я заслужила его уважение, и такая реакция привела к долгому плодотворному сотрудничеству», — говорит Сабадаш.
Руководить компанией — значит совершать и не вполне «женские» поступки. Видимо, в этом и выражается пресловутое равноправие мужчин и женщин. Ирина Губко обновляла значительную часть своей команды неоднократно. Она признается, что расставание с людьми дается нелегко, но на карту были поставлены рост и развитие компании, и этим рисковать было недопустимо.
О гендерных различиях
Мужчины и женщины имеют различные подходы к ведению бизнеса, утверждают участницы беседы. Традиционно сильной стороной женщин принято считать особое понимание эстетики и красоты.
Так, генеральный директор и учредитель «Академии Гениев» Юлия Таранова через идею работы с детьми пришла к пониманию того, что в ее руках находится воспитание нового поколения. И того, что это один из путей сделать мир лучше. «Это уже само по себе высокая миссия: начинаешь реально переживать за это поколение. Мы стараемся подбирать в регионах партнеров, разделяющих этот подход. И — по крайней мере, в нашем случае — женщины к этому склонны в большей степени», — свидетельствует Таранова.
По словам Ирины Губко, в проектировании квартир ей помогает дочь — она добивается того, чтобы каждый квадратный метр жилой площади использовался по максимуму вплоть до просчета удобной глубины шкафов. Такой детальный «чисто женский» подход используется и в вопросах благоустройства придомовой территории: мужчина не всегда видит эти нюансы. Помимо этого, Губко считает, что женская интуиция вырастает из опыта, знаний и осторожности: «Мужчины могут позволить себе рисковать, а о последствиях больше думают женщины».
Юнна Горобченко также замечала склонность мужчин к поспешным решениям. По ее наблюдениям, мужчины нередко пренебрегают возможностью переспросить, уточнить, выслушать чье-то особое мнение. «Я отношу себя к руководителям, которые склонны подгонять процессы. Однако если испытываю какие-либо сомнения, то не постесняюсь поинтересоваться альтернативными мнениями. Это условие принятия действительно качественного решения. Мужчины чаще, набирая обороты, не умеют вовремя приостановиться, прислушаться», — поясняет Горобченко.
Потолок и боль
Помимо работы участницам клуба Winner одновременно необходимо справляться с обязанностями жены и матери. Существует ли в бизнесе потолок, выше которого женщине вырасти не удается?
По мнению Юнны Горобченко, все дело в объеме времени, которое человек готов тратить только на работу, жертвуя остальными сферами жизни: «Не всякая женщина сможет вырваться в полугодовую командировку и сидеть в офисе ночами: в большинстве своем женщины будут учитывать интересы семьи. А вот мужчину в таком случае семья чаще всего отпустит, если это становится условием успешного карьерного роста».
Ирина Губко считает, что карьерный потолок обусловлен лишь перечнем того, от чего женщина способна отказаться. «У женщины есть дом, семья, внешность. И потолок определяется тем, как она сумеет все это совместить. Однако женское начало никуда не денешь, и та, что откажет себе в чем-то, рискует остаться несчастной. Есть масса примеров того, что у успешных деловых женщин серьезные проблемы с детьми», — говорит Губко.
В итоге предпринимательницы сошлись во мнении, что гендерных различий в их работе не существует. Главное – получать удовольствие от своего дела и подходить к нему профессионально, не оглядываясь на надуманные стереотипы и мифы.