Перейти к основному контенту
Калининград ,  
898 

Калининградские переработчики пожаловались на отсутствие рентабельности

Представители правительства области и калининградского бизнеса обсудили проблему роста цен за круглым столом
Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Многие калининградские компании не могут присоединиться к инициированной властями программе сдерживания цен на товары, поскольку работают без прибыли. Об этом на круглом столе Балтийского Делового Клуба заявили представители аптечного бизнеса и переработчики. Обсудить проблему роста цен на эту встречу с бизнесом пришли начальник департамента развития предпринимательства и торговли министерства экономического развития Калининградской области Ксения Малышева и первый заместитель регионального министра сельского хозяйства Карина Маальс. Позже к обсуждению по видеосвязи присоединился и министр Артем Иванов.

Мясопереработчики заявили, что отрасль работает в убыток: производство становится нерентабельным из-за роста цен на сырье.

“Мы бы с удовольствием присоединились к соглашению, так как мы социально ответственные, то есть участвуем в различных программах. Конечно, надо с сырьем, с ростом естественных монополий [что-то решать]. Это ключевая проблема, не сомневаюсь, не только в нашей сфере, но и в других отраслях. <...> Мы плотно работаем с правдинским свинопроизводством, находим общий язык, за что им большое спасибо, но по ряду причин мы сотрудничаем также и с Россией. И видим, что цены растут, растут, растут и не собираются сдерживаться”, - объяснил глава ГК “Продуктовый город” Евгений Тиваненков, занимающийся переработкой мяса.

Региональная программа по сдерживанию цен обязывает продавцов реализовывать товары местных производителей с наценкой в размере не более 10%. По соглашению, на ввозимую в российский эксклав продукцию из центральной России наценка к закупу не должна превысить 15%. производители, как и торговые сети самостоятельно определяют одну из позиций товара из прилагаемых групп продовольственных товаров, на которую ограничат наценку. Соглашение будет действовать до 06.05.2026, соблюдать свои обязательства по нему сети и производители должны не менее трех месяцев.

Торговые сети тоже оказались заложниками тех цен, по которым они могут приобрести товар у производителя, говорит Тиваненков.

“Нет никаких заложенных 10, 12, 15 %. Тем более, с ограничением логистики мы все больше обращаем внимание на внутренний рынок. Но есть постоянные издержки, в том числе, рост естественных монополий, на который мы повлиять не можем. А калининградский рынок совсем небольшой, поэтому все эти возрастающие издержки попадают в цену», - объяснил переработчик.

На отсутствие рентабельности пожаловался и глава сети “Новая аптека” Игорь Кастусик.

“Может быть, для кого-то это будет удивительно, но на самом деле все аптеки, я уверен, что все, не зарабатывают на наценке. Мы зарабатываем на том, что нам поставщики время от времени по соглашению платят ретро-бонус,и производители, сейчас появилась такая система, когда производители дженериков, российские производители платят бэк-маржу нам за то, что мы продаем”, - объяснил Кастусик, уточнив, что, например, у крупных федеральных сетей бэк-маржа иногда составляет до 70% прибыли.

Программу “синих ценников” он назвал похожей на маркетинговый ход, объяснив, что наценки на социально значимые товары и так в сетях не превышают 10-15%.

“У меня такое впечатление, что вот это соглашение, про которое говорится с продуктовыми сетями, оно больше для пиара, чем для дела. Потому что все эти этапы ограничения на социально значимые товары… У них и так была конкуренция. Я тоже был собственником небольшой торговой сети продовольственной, приходилось продавать сахар, молоко, крупы ниже себестоимости. Поэтому, конечно, для пиара это классно, а так ничего особенного здесь не происходит. В том, чтобы наценку ограничить на социально- значимый товар. И так она такая была”, - уверен Кастусик.

По его мнению, власти не должны контролировать наценки.

“Почему власти с легкостью говорят, что такого числа поднимается цена на воду, газ в связи с инфляцией. Почему не ограничить [тарифы]... Или тогда не требуйте от нас, от бизнеса ограничивать цену <...> Мы же тоже не просто так повышаем, у нас растут расходы, или издержки - кто как называет. Можно было не поднимать цены на воду, газ, свет, зарплату чиновников… Вот цены бы и снизились, я думаю”, - предложил предприниматель.

Он считает, что властям следовало бы контролировать и поведение доминирующих участников рынка.

“В свое время “Виктория” не могла открыть следующий магазин, потому что она уже занимала определенную долю рынка. Вот этим властям, мне кажется, нужно заниматься. Смотреть то же самое доминирование у производителей каких-то. Может быть, они имеют большую долю и поэтому могут диктовать цену. А так, конкуренция — это самое главное, что есть в капитализме. Не будет конкуренции, появятся спекулянты, которые будут покупать дешевый товар и перепродавать”, - говорит Игорь Кастусик.

“Вынуждены повышать отпускные цены”

Впервые “синие ценники” калининградцы увидели в магазинах региональной сети “Спар - Калининград” в августе прошлого года. Именно эта сеть первой пообещала властям установить минимальные торговые наценки на некоторые категории товаров. Сегодня в числе подписавших соглашение “Спара” нет. Заместитель гендиректора сети Алексей Елаев объяснил это тем, что ретейлер до сих пор не может определиться со списком товаров, на которые зафиксируют минимальные наценки, так как поставщики постоянно поднимают цены.

“Когда каждый год слушаем доклад минфина, то видим, что на программу развития торговли денег из бюджетов не выделяется. Сегодня мы говорим о том, что необходимо поддерживать перечень тех товаров, конкурентных цен на товары. И некоторые позиции у нас уникальные, которые часто продаются ниже закупочных цен как способ поддержания семей малоимущих граждан. <...> По поводу подписания соглашения - это вопрос как коммерческий, так и юридический. Наши службы пытаются составить список тех 26 товаров, на которые цены не будут расти хотя бы в течение трех месяцев. Потому что то, что ты установил “синие ценники”, не говорит о том, что наши поставщики тоже стали социально ответственными - к соглашению присоединились поставщики не по всем наименованиям товаров. И многие из них говорят: это же ваша инициатива установить эти ценники, мы ничего не обещали. Поэтому наша коммерческая служба вырабатывает этот перечень, надеюсь на следующей неделе мы с этим все же определимся и тогда уже присоединимся к соглашению”, - объяснил представитель ретейла.

Глава рыбколхоза “За Родину” Сергей Лютаревич подтвердил, что производители вынуждены повышать отпускные цены на продукцию - как правило, по независящим от них причинам.

«НДС с первого января появился, логистика подорожала почти в два раза за последние восемь месяцев. Общая тенденция по поводу процентной ставки также влияет на себестоимость», — объяснил Лютаревич.

Рыбопереработчик отметил, что иногда сам бывает крайне удивлен размерами накруток сетей на свою продукцию, особенно в центральной России. При этом наценки региональных сетей он назвал небольшими.

Не пиар, а доступность продуктов

Региональный министр сельского хозяйства Артем Иванов заверил присутствующих, что в ближайшее время банкротств региональных переработчиков на рынке не ожидает. Кроме того, согласно отчетности последних лет, их прибыль только растет, в регионе реализуются все инвестиционные проекты.

“Я бы не стал так однозначно заявлять, что все работают на грани рентабельности. Я бы сказал по-другому: каждый предприниматель формирует свою собственную модель, по которой работает все эти годы. Мне известны другие компании-мясопереработчики, которые, несмотря на логистику, сырьевую базу и зарплаты, чувствуют себя достаточно уверенно.Другие компании, которые чувствуют, что их модель по потребителям на [остальной] территории РФ по каким-то собственным интересам не вытягивает сложности условий… Кто-то принял решение закрыться и переориентироваться на другие [российские] регионы», — заявил Иванов.

Не согласен министр и с тем, что программа “синих ценников” создана для пиара.

«Это абсолютно не так. По инициативе губернатора наш бизнес объединился: и производители, и сети услышали… [Программа] направлена на обеспечение наших жителей продуктами. Они ожидают, что в текущих непростых условиях они будут доступны. Я очень благодарен бизнесу, который присоединяется к инициативе губернатора по соглашению по ценам. История непростая», — говорит глава минсельхоза.

Вступился за программу сдерживания цен руководитель агрофабрики “Натурово” Александр Иванов. Его компания в числе первых подписала соглашение с властями.

“Сбои в поставке в деньгах оценить легко, но как это отразится на отношении покупателя, будет ли он в следующий раз заходить в магазин или покупать что-то в онлайне? Мы не можем рассчитать, но думаем, что это важнее.

Поэтому если вы называете это пиаром, то мы называем зарабатыванием авторитета - и не всегда дешевого - перед нашим покупателем. То есть, я бы их поставил на первое место. <...>То есть для меня лично и для моей команды отношение покупателей, пусть потенциальных, зачастую трудно перевести в деньги. А отсутствие [покупателей] просто сильно сказывается [на бизнесе]. Поэтому слово пиар <> в русском варианте имеет больше негатива. А вот поднятие лояльности к бренду - это важнее”, - считает бизнесмен.

Напомним, чтобы поддержать местных производителей на фоне роста стоимости практически всех товаров и услуг, власти и бизнес в конце августа 2024 года разработали программу доступных цен. В региональном минэкопроме тогда отметили: скидки действуют на социально значимые продовольственные товары — курицу, рыбу, свинину, куриные яйца, пшеничную муку, хлеб и молочные продукты. Программа, по заверениям властей, будет бессрочной. Однако ретейл отзывался о ней более осторожно. Сетевики считают, что удерживать “синие ценники” возможно, если производитель не будет завышать закупочные цены, писал РБК Калининград.

В декабре прошлого года стало известно, что власти намерены расширить ассортимент товаров с так называемыми голубыми ценниками, которые продаются по сниженным ценам. Их число вырастет с 24 позиций — в том числе, хлеб, молоко, масло, куриные яйца — до 36. В ходе прямой линии в четверг, 12 декабря губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных выразил уверенность, что такая мера позволит контролировать наценку на каждом этапе и в конечном счете остановит рост цен.

Первые соглашения между бизнесом и правительством были подписаны в январе. Сегодня продавать 26 категорий товаров с минимальной торговой наценкой согласились десять калининградских производителей и четыре торговые сети, объединяющие 212 магазинов.


 

Авторы
Теги
Лента новостей
Все новости Калининград
Экономист заявил о риске утраты долларом роли ведущей валюты из-за ТрампаЭкономика, 04:38
Человек погиб при атаке дрона на автомобиль в Ростовской областиПолитика, 04:21
Синоптик предсказал, что 2025 год будет одним из самых теплых в историиОбщество, 03:57
Постпред России усомнился в трактовке Евросоюзом термина «независимость»Политика, 03:50
The Times узнала об идее Британии отправлять беженцев в балканские страныОбщество, 03:39
Две передачи Овечкина помогли «Кэпиталз» разгромить «Флориду»Спорт, 03:24
Власти Киева рассказали о последствиях взрывов в городеПолитика, 03:01
Как добиваться желаемого в любом разговоре
Овладейте действенными техниками на интенсиве РБК Pro «Искусство убеждать»
Подробнее
Ученые создали препарат для восстановления движений после инсультаОбщество, 02:44
CNN нашел девять неточностей в заявлениях Трампа для прессыПолитика, 02:27
Число пострадавших в массовом ДТП под Тулой выросло до десятиОбщество, 01:54
Уиткофф заявил о критическом положении ВСУ в Курской областиПолитика, 01:50
Три человека погибли в результате стрельбы в парке Нью-МексикоОбщество, 01:24
UnHerd cообщил о нехватке у Лондона ресурсов на помощь Киеву миротворцамиПолитика, 01:02
Президент Чехии заявил, что Киев не имел шансов на победу уже в 2023 годуПолитика, 00:42