Калининградский пивовар: нас ждет еще не одно повышение цен
С начала апреля российские производители пива повысили цены в среднем на 8-10%. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что в основном подорожание продиктовано инфляцией, а также административными решениями: акциз, например, в 2024 году подорожает на рубль за литр. Так, для литра пива крепостью от 0,5 до 8,6 процента, а также сидра, пуаре, медовухи акциз составит 26 против прошлогодних 25 рублей.
Экспертный советник по комплексному развитию предприятий, владелец и основатель калининградской пивоваренной компании «Понарт» Ренат Путятинский в разговоре с РБК Калининград подтвердил, что калининградские пивовары столкнулись с чередой серьезных вызовов. В отличие от российских коллег львиная доля затрат у наших бизнесменов приходится на логистику.
«Время и стоимость перевозки за последние два года возросли в 4-5 раз с 80 тысяч за рейс «Москва-Калининград» до 300-350 тысяч рублей. Причина — очереди и простой грузового транспорта на границах с Литвой», — говорит собеседник.
Другим фактором, оказавшим влияние на ценообразование, по его мнению, стали проблемы с комплектующими для пивоваренного оборудования. С рынка исчезли качественные перекачивающие насосы, рефрижераторные установки, краны, прокладки и другие запчасти. Из-за этого к простоям производства приводят даже не совсем значительные поломки и сбои.
«Плюс ко всему, ужесточение регуляторной политики в это непростое время, дополнительно забирает достаточно большое количество времени, энергии и других ресурсов команды для интеграции и работы на еще несовершенном программном обеспечении (ПО) в рамках соблюдения всех нововведений. Присутствует и рост стоимости всех составляющих производства напитка: солод, хмель, дрожжи, вода, электроэнергия, коммунальные платежи, акцизы и налоги», — перечисляет Ренат Путятинский.
Отдельно он обратил внимание на то, что с ростом инфляции у бизнеса возникает необходимость поднять заработную плату сотрудникам. И вкупе все затраты ведут к изменению себестоимости продукции. Эксперт считает, что нынешнее повышение цены может быть не последним.
«Эти и другие экономические факторы в ближайшее время будут влиять на изменение цен на пиво и другие напитки. Предполагаю, что нас впереди ждет еще не одна волна повышения цен, так как налоговая политика, экономическая и логистическая нестабильность будут оказывать непосредственное влияние на устойчивость не только пивоваренного бизнеса. Экономика предприятий неизбежно будет вынуждать всех производителей повышать цены на выпускаемую продукцию», — объясняет Путятинский.
В то же время, он отметил и позитивные изменения на пивном рынке, в частности, регуляторную политику. Большие надежды на снижение или даже ликвидацию недобросовестной конкуренции основатель «Понарта» возлагает на установлении минимальной розничной цены на пиво.
«Местные розничные пивные сети, начав с продаж местного качественного продукта, после того как захватили рынки, ринулись производить пиво своими силами, руководствуясь не качеством, а наживой, и тем самым насыщая и продвигая свой дешевый и, естественно, низкокачественный продукт. Одно из решений для исключения любой возможности покупателем делать свой выбор в пользу некачественной, дешевой продукции видим в установлении МРЦП (минимальной розничной цены на пиво). Это нововведение безусловно позитивно повлияет на рынок и качество реализуемой продукции, так как при одинаковой стоимости плохого и хорошего, человек всегда сделать свой выбор в пользу последнего. Однако, здесь нужно понимать тот факт, что МРЦП должна всегда находиться в актуальном справедливом ценовом диапазоне», — считает владелец пивоваренной компании.
По его словам, в настоящее время этот показатель составляет 130-140 рублей за литр разливного пива. Эксперт прогнозирует, что из-за инфляции и других факторов минимальная розничная цена продукта со временем тоже станет неактуальной.
Как писал РБК Калининград, крупнейшие российские производители пива еще в феврале предупредили ретейлеров о том, что с 1 апреля поднимут отпускные цены на хмельной напиток на 8–15%. И если в большой России главной причиной подорожания называют общую инфляцию, то пивовары Калининграда говорят, что вынуждены повышать цену еще и из-за увеличения транспортных расходов. При этом, по словам директора по развитию калининградского пивзавода Schönbusch Любови Осалидзе, сроки доставки сырья и расходы на доставку наземным транспортом у производителя увеличились кратно.