Большие порции за разумные деньги: как выживает калининградский общепит

В первом полугодии 2016 года оборот общественного питания в Калининградской области сократился на 5% к аналогичному периоду 2015 года и составил 4,7 млрд рублей. В июне 2016 года оборот калининградского общепита составил 0,8 млрд рублей, что уже на 6% меньше июня 2015 года. Такие данные приводит Росстат.
РосИндекс отмечает, что в целом по России рестораны все чаще уступают по популярности кафе и кофейням. Последние обогнали по популярности даже сети быстрого питания и становятся популярными местами питания вне дома, говорится в исследовании.
В Калининградской области люди стали меньше посещать общепит из-за снижения покупательской способности, отмечают опрошенные Business FM-Калининград владельцы кафе и ресторанов. Чтобы удержать посетителей, приходится предлагать им большие порции за разумные деньги, говорит владелец сети ресторанов «Британника» Максим Здрадовский.
«Мы понимаем, в кризис у наших гостей денег стало меньше. Поэтому, как это ни смешно, хороший ресторатор увеличивает порции и опускает цены. Ну, не в плане, что цены вниз, а больше мотивирующих акций: два по цене одного, три по цене двух», - сказал он.
Несмотря на то, что средний чек заведений сети упал, количество посещений не сократилось, отмечает Здрадовский.
«Русская душа требует веселья и в кризис. Уже вошло в традицию обедать и ужинать с друзьями, с семьей, эта традиция не исчезнет за год-два. Это что касается частного сегмент. Корпоративный же сегмент сократился, компании стали считать деньги, стали реже отмечать юбилеи и т.д. Частные же лица как праздновали дни рождения, так и празднуют. Посетители аккуратно подходят к заказу, заведения, считают деньги, но праздновать не перестали», - сказал он.
Владелец ресторана «Стейк Хаус» Андрей Харкевич считает, что посетители не будут отказывать себе в праздниках, просто выберут более дешевое заведение.
«Слава Богу, выиграл не фаст-фуд, а кофейни, если посетители не могут позволить себе ресторан. Все-равно людям хочется что-то отметить, отпраздновать, или собраться по какому-то поводу. А кто-то перешел на питание из супермаркета: взял с собой, принес на работу и поел», - сказала Харкевич.
В кризис развиваются только те заведения, которые ориентируются на туристов и придерживаются кенигсбергского колорита, утверждает генеральный директор компании «Продуктовый город» Евгений Тиваненков. Калининградцы переходят на более дешевые продукты, вместо кафе и ресторанов они чаще стали готовить дома.
«К сожалению, сильный акцент наши покупатели делают в сторону дешевых продуктов. В основном, это полуфабрикаты. Мы все прекрасно понимаем, что дешевое быть качественным не может, но люди сейчас голосуют кошельком. Покупательская способность падает очень заметно, т.е. покупают не то, что хотят, а то, что могут себе позволить»
Не снизилась в Калининграде посещаемость пиццерий. Тот же РосИндекс констатирует, что это общероссийская тенденция. Это подтверждает и управляющая сети пиццерий «Вилла Ченто» Наталья Кротова. Многие посетители приходят за пиццей «на вынос», несмотря на развитый рынок доставки пиццы на дом.
«Посещаемость не снизилась, а наоборот. Люди как любили пиццу, так и продолжают любить. Сеть пошла на расширение меню, сейчас на 60% оно состоит из пиццы, 30% - горячая кухня, 10% - суши», - сказала Кротова.
Кофейни в кризис стали самыми популярными местами питания вне дома, обогнав даже фастфуд. Эксперты РосИндекса связывают это с желанием людей перекусывать в общественных местах за разумные деньги. Калининградские кофейни кризиса не заметили. Все постоянные клиенты как посещали, так и посещают эти заведения с друзьями, а также, чтобы отпраздновать дни рождения, рассказывает управляющая сетью кафе «First» Татьяна Борисенко. «Как жили, так и живем, у нас есть категория постоянных гостей, которые приходят, ничего менять не хотят».
Фаст-фуд в Калининграде теряет популярность, но связано это скорее с возросшей конкуренцией, чем с отсутствием денег у населения, считает управляющая сетью кафе «Блинца-ца» Светлана Золкина. Посетители выбирают не только те заведения, где вкуснее и сытнее кормят, важны сочетание цены-качества, а также проведение акций и выбор спецпредложений, сказала она.«Появляются новые форматы, растет конкуренция. Но в заведениях, оставшихся на прежнем уровне качества, остались постоянные клиенты», - говорит Светлана Золкина.
В целом в Калининграде точки общественного питания смогли приспособиться к жизни в кризисное время, отмечают опрошенные рестораторы. Благодаря акциям, спецпредложениям и бонусам, заведения смогли удержать своих постоянных гостей и даже приобрели новых. Легче пришлось сетевым кафе и ресторанам, которые имеют свои точки в разных местах города и области.