Глава рыбагентства Маслов: обеспеченность эксклава рыбой составляет 200%

Российский эксклав может стабильно обеспечивать рыбой не только себя, но и всю страну, несмотря на санкции и снижение объемов вылова. В этом уверен директор агентства по рыболовству Калининградской области Юрий Маслов. По его словам, сегодня самообеспеченность рыбой самого западного региона России составляет 200%.
Одной из главных проблем рыболовной отрасли остается логистика, которая изменилась под влиянием антироссийских санкций и, как следствие, дает удорожание как ввозимой, так и вывозимой в российский эксклав продукции. Больше всего от ограничений ЕС страдают компании, которые ведут океанический вылов. Так, например, большие трудности возникли у региональных рыбаков в связи с отказом Фарерских островов — автономной территории в составе Дании — в выгрузке нашей рыбы.
«Санкционное давление европейских стран [повлекло за собой] сложности в работе в иностранных портах, сложности со сменой экипажа, с получением виз, с выгрузками рыбы, с бункеровкой судов, со сдачей уловов. Это вот все привело к тому, что за последние три года, конечно, вылов наших океанических компаний упал. Они стали больше времени расходовать не на вылов рыбы, а именно на решение вот этих вот проблем: куда рыбу сдать, в какой порт пойти или где заправиться, у какого танкера. Вот на такие, вспомогательные операции. Это вот, пожалуй, одна из таких больших проблем, потому что этот флот дает и приличный улов, и приличные деньги в бюджет, и, конечно, рабочие места», — объяснил глава рыболовного агентства в эфире «Вести — Калининград».
На самообеспеченности области сокращение объемов вылова сказывается незначительно. Задачу государства по увеличению норм потребления рыбы населением Маслов считает выполнимой, с одним но…
«У нас потребление рыбы примерно около 20 килограмм на человека в год. Это данные статистики. До 2030 года мы должны довести этот [показатель] примерно до 28 килограмм. Своей рыбы нам хватает. У нас регион рыбой полностью обеспечен. Поэтому, если нам удастся запустить механизм, когда эта рыба станет более доступной, а в первую очередь это, конечно, уменьшение торговой наценки, я думаю, что и потребление ее увеличится, потому что калининградцы рыбу любят», — уверен глава агентства.
Он напомнил, что регион давно кормит балтийскими шпротами не только Россию, но и многие дружественные страны.
«Наши консервы с этим видом рыбы продаются во всей стране. И не только в нашей стране. Тут мы уже вышли за пределы. Есть еще альтернатива, делают похожие консервы из каспийской кильки, но каспийская килька, она немножко по качеству хуже, чем наша балтийская», — говорит Маслов.
Уступают калининградским производителям и прежние лидеры поставок шпрот на российский рынок — Латвия, Эстония, которые готовили шпроты, по утверждениям спикера, в основном с применением жидкого дыма. В отличие от региональных производителей, которые, как положено, рыбу коптят и вручную укладывают в банки, заливают маслом и закатывают.
Кадровый вопрос
Регион готовит достаточно специалистов рыбохозяйственного комплекса, зарплаты в рыбоперерабатывающей отрасли сегодня намного выше, чем в среднем по региону. Тем не менее молодежь не стремится там работать. Юрий Маслов объясняет это трудностями профессии.
«Работа в рыбохозяйственном комплексе — это тяжелая работа. И даже работа рыбака в море — это тяжелая работа, несмотря на достаточно высокую оплату. Уровень оплаты людей, кто сейчас занимается выловом рыбы, он достаточно высокий по сравнению со средней зарплатой в Калининградской области: по данным Росстата, средняя зарплата в секторе рыболовства составляет 170 тысяч рублей», — отмечает эксперт.
В то же время, сами работодатели не спешат трудоустраивать соискателей с улицы, а предпочитают растить кадры самостоятельно.
«В хорошие компании, на хорошие предприятия не просто устроиться. Это так говорят многие, что не хватает [людей]. Опытные компании работают с кадрами, они уже заранее подбирают себе, особенно если это касается высококвалифицированных специалистов — судоводителей, технологов — еще на стадии их обучения берут их к себе на практику, работают с ними, учат, и потом ждут на работу», — резюмирует глава агентства.
Как писал РБК Калининград, в регионе началась путина балтийской сельди — салаки. Рыба сейчас заходит на нерест из Балтийского моря в Калининградский залив. За месяц в среднем вылавливается около 2 тыс. тонн сельди. Обычно, это рыба возрастом в 5-7 лет. Основная часть улова пойдет на рыбные консервы, а остатки — заморозят.