Вопрос сбыта зерна в Калининградской области будет острее предыдущих лет
Калининградские сельхозтоваропроизводители прогнозируют в регионе большой профицит зерна. Официально итоги уборочной кампании еще не подведены, но в ходе страды региональное правительство анонсировало, что в этом году местные аграрии соберут 590 тысяч тонн зерна. С одной стороны, урожай нельзя назвать рекордным, были годы и лучше: скажем, в 2019 году в области собрали более 600 тысяч тонн. С другой стороны, учитывая проблемы логистики, объем излишков, скорее всего, будет больше предыдущих лет. При весьма ограниченных возможностях экспорта главный для аграриев вопрос сбыта в этом году встанет острее, чем раньше.
Главными препятствиями для экспорта в Калининградском зерновом клубе называют снижение числа зарубежных покупателей на фоне обострения отношений с западными странами, а также усложнение логистики, которое делает нашу пшеницу неконкурентной даже на внутрироссийском рынке.
«Мы находимся в анклавной зоне и чтобы продать ту же самую пшеницу у нас есть два варианта: либо отправить морем, либо вывезти с территории Калининградской области железнодорожным транспортом — допустим до порта Санкт-Петербурга — и оттуда продавать на экспорт. Но,
чтобы вывезти вагонами зерно до порта Санкт-Петербурга, возникает логистическое плечо: ни много, ни мало, в среднем 3-5 тысяч рублей на тонну. Эти расходы вместе с оплатой экспортной пошлины делают калининградское зерно неконкурентным для России»,
— объяснил в разговоре с РБК Калининград председатель зернового клуба Калининградской области Эдуард Тынне.
Куда идет урожай
До начала спецоперации на Украине калининградские сельхозпроизводители реализовали свою продукцию ГК «Содружество» либо портовому элеватору — с этих отгрузочных площадок можно вывозить зерно морем, а от «Содружества» и по железной дороге. Портовый элеватор отправлял продукцию на экспорт, в основном, в страны северной Европы и Скандинавию.
«Это был наш постоянный рынок. Но вы же знаете, что сейчас делается со странами северной Европы, особо дружественными их не назвать… И хотя санкций на экспорт зерна из России нет, но, к большому сожалению, контракты тоже отсутствуют.
Те контракты и трейдеры, которые работали с местными сельхозтоваропроизводителями, на сегодняшний день не сотрудничают с нашими компаниями, и зерно, произведенное на территории РФ не пользуется спросом на том рынке, где могли бы пройти наши суда»,
— рассказала РБК Калининград генеральный директор АО «Портовый элеватор» Елена Зайцева.
Собеседница объяснила, что в ГК «Содружество» в отличие от элеватора, проведено дноуглубление морского пути. Это дает возможность судам типа «хендисайз», которые могут ходить в Африку и Латинскую Америку, подходить к терминалу компании.
На Калининградскую область приходится в среднем 3% от общероссийской доли экспорта зерна. В 2020 и 2021 годах с территории региона на экспорт отправляли порядка 450-470 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки. Пшеницу продавали в Того, Гану, Сенегал, Испанию, Литву, Конго, Нигерию, Норвегию, на Гаити.
Цены
Такое положение вещей автоматически делает ГК «Содружество» по факту единственным в области крупнейшим трейдером и экспортером зерна.
«Экспортеров на сегодняшний день в регионе, кроме компании «Содружество» пока нет. Почему? Отягощается ситуация тем, что на сельхозтоваропроизводителей Калининградской области налагается обязательство по оплате экспортных пошлин при вывозе продукции и при отправке ее на экспорт по прямому варианту: сельхозтоваропроизводитель — покупатель. [...] По сути, «Содружество» сегодня в регионе диктует свои условия и цены внутреннего рынка Калининградской области на зерновые и масличные культуры», — констатирует председатель регионального Зернового клуба.
Эдуард Тынне привел цены, по которым трейдер предлагает аграриям области закупать у них зерновые. Так, пшеница с протеином 12,5% на 1 августа стоила 18 100 рублей за тонну с НДС при курсе доллара 92 рубля. На 29 сентября та же самая пшеница уже закупалась по 16 200 рублей за тонну с НДС.
«За 2 месяца тонна пшеницы подешевела на 2 тысячи. При этом, в порту Новороссийск пшеница торгуется по цене 237 долларов за тонну», — сравнивает Эдуард Тынне, попутно объясняя, что экспортер тоже несет расходы.
«Конечно, понятно, что ГК «Содружество» как экспортер несет расходы. Компания должна принять товар, обработать, организовать хранение и своевременную отгрузку, фрахт судов. У них тоже возникает немало дополнительных затрат. Отчасти это тоже влияет на ценообразование. Но все-таки разница в цене между 237 долларами в порту Новороссийск и 152 долларами на калининградскую пшеницу очень уж большая», — считает представитель калининградских зерновиков.
Для сравнения: по данным российского аналитического агентства ПроЗерно на 6 октября, тонна пшеницы 3 класса за две недели выросла в цене на 330 рублей и составила 13415 рублей. В валюте же наоборот подешевела с 217 долларов до 133,5. Пшеница 4 класса дорожает сопоставимо - на 335 рублей за две недели, тонна стоит 11570 рублей. В валюте - дешевеет со 137 до 116 долларов.
Ситуация в стране
Те же аналитики ПроЗерна в начале октября писали со ссылкой на источники, что рынок экспорта зерна близок к коллапсу.
«В сентябре крупные донские сельхозэкспортеры остановили закупки зерна у крестьян, поскольку товар отгружать некуда. За рубежом российское зерно не покупают по ценам, которые неофициально, но настоятельно рекомендовал держать Минсельхозпрод России — 270 долларов за тонну FOB. Сложившиеся на мировом рынке цены ниже — 245 долларов за тонну», - говорится в сообщении.
Как следствие, российские трейдеры ждут, пока импортеры дадут за отечественное зерно более высокие цены.
«Замедление темпов экспорта может привести к тому, что Россия второй год подряд получит большие переходящие запасы зерна, которые продолжат оказывать давление на рынок. Это притом что рентабельность сельхозпроизводства уже и так довольно сильно снизилась из-за госпошлин на экспорт зерна и масличных», - констатирует агентство.
С 18 октября экспортная пошлина на пшеницу из России вырастет на 510 рублей и составит 5734,7 рублей за тонну, сообщает Министерство сельского хозяйства России.
«Гордиев узел»
В прошлом году Российский зерновой союз и все сообщество производителей зерновой продукции обратились в Правительство РФ с просьбой отменить все государственные ограничения (пошлины, квоты) на экспорт зерна. По их мнению, это позволило бы расширить возможности поставок за рубеж в условиях, когда страны Евросоюза и США отказались покупать российскую сельхозпродукцию.
«Зерно можно было бы поставлять на внутренний российский рынок, однако прекрасная по качеству пшеница будет неконкурентоспособной в части цен — себестоимость ее производства у нас выше. Так, нам требуется завозить на территорию региона топливо, удобрения, средства защиты растений <...>. В результате цена на наше зерно выше, чем в других российских регионах. В придачу финансовой нагрузкой являются зерновой демпфер, введенный 2 июня 2021 года, а также квоты на экспорт зерна, действующие с 2020 года», — объясняла тогда глава Портового элеватора Елена Зайцева.
Она считает, что послабления в части квот, которые в масштабах России и государственного бюджета совсем не значимы, местным зерновикам дали бы ощутимый толчок к развитию. А экспорт зерна в такие страны как Марокко, Алжир и Мавританию позволил бы региону избавиться от образовавшегося профицита. Но нынешняя осадка у причалов на уровне 8 метров позволяет порту принимать относительно небольшие суда дедвейтом до 10 тысяч тонн.
«К примеру, до Египта такие суда не дойдут. Для экспорта зерна в Африку требуется фрахт более крупных судов», — уверена глава «Портового элеватора». По ее мнению, эффективной мерой помощи региону могло стать субсидирование фрахта судов для перевозок зерна по актуальным международным направлениям.
С инициативой отмены экспортной пошлины калининградские аграрии и власти выступали уже не раз. Пока они не отменены.
«Конечно, это был бы большой плюс. Тогда возможны прямые контракты именно сельхозтоваропроизводителей Калининградской области непосредственно с покупателями, без посредников. И в этом случае можно было бы сделать перевалку зерна через портовый элеватор. Работа в этом направлении ведется уже не один год, вопрос поднимался на различных уровнях», — комментирует Эдуард Тынне.
Зерновой клуб совместно с транспортниками и логистами ищет новые возможности для работы в меняющихся экономических условиях. Прорабатывается возможность перевозки зерновых в Китай — по железной дороге и морем.
«Региональное министерство сельского хозяйства буквально пару дней назад предложило рассмотреть варианты новых экспортеров. Сейчас мы изучаем различные направления», — продолжает Тынне.
Он убежден, что учитывая все эти проблемы, зерновикам будет сложно без господдержки войти в посевную озимых этого года и яровых в 2024 году.
Постоянный профицит изменит стратегию
Из-за высокой себестоимости зерна и сложностей с экспортом многие калининградские аграрии стали отказываться от посева зерновых культур или сокращать их в пользу технических. По данным министерства сельского хозяйства, в 2023 году хозяйства области уменьшили посевные площади под зерновыми еще на 15,5 тысяч гектаров — сделали ставку на сою и кормовые культуры. По мнению председателя Зернового Клуба, если положение дел на рынке не изменится, эта тенденция будет продолжаться.
«В сентябре на заседании Зернового клуба мы обсуждали возможный сценарий развития агросектора Калининградской области, какие культуры могут быть более рентабельны, маржинальны для выращивания на территории региона.
Конечно же, если цены на пшеницу будут приближаться к себестоимости затрат на ее возделывание, аграрии будут уходить в другие культуры, такие как соя, рапс, кукуруза. Но в большей степени сейчас акцент делается на сою и рапс», — резюмирует Эдуард Тынне.
Как писал РБК Калининград, в прошлом году в области в посевную кампанию засеяли 303 тысяч гектаров, что на 4,6 тысячи больше, чем в предыдущий год. В приоритете — технические культуры (соя, рапс), их посевная площадь увеличилась на 15 тысяч гектаров. А вот посевы зерновых и зернобобовых в области были сокращены почти на 12 тысяч гектаров, что в основном связано с действующими ограничениями экспорта зерновых культур.