Туристы стали больше экономить на отдыхе в Калининграде
Министр финансов Антон Силуанов на ПМЭФ-2025 заявил, что сейчас в экономике страны наблюдается не рецессия, а «плановое охлаждение». Его коллега из министерства экономического развития Максим Решетников уверен, что экономика находится «на грани перехода в рецессию». Однако калининградские эксперты отрасли Horeca главными вызовами туристического сезона — 2025 называют холодное лето и логистические ограничения. Хотя на ситуацию влияет и сложившаяся экономическая ситуация, когда потребительская способность населения заметно сократилась, признали участники регионального рынка сферы гостеприимства в беседе с корреспондентом РБК Калининград.
«Люди стали экономить»
Глава Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского округа, генеральный менеджер и владелец ELISA HOTELS & RESORTS Сергей Куренков согласен, что текущее состояние туристической отрасли в регионе в целом соответствует тенденциям, обозначенным руководством экономического блока страны.
Собеседник РБК Калининград отмечает, что этим летом особенно заметно снижение потребительской активности, вызванное целой совокупностью факторов.
«По-большому счету, туристов меньше не стало, самолеты к нам как летали, так и летают. Но изменилась потребительская модель туриста, гостя. Сейчас он стал больше экономить. Почему? Потому что высокие процентные ставки, экономика в стагнации, люди кладут деньги в банк, получают проценты, но рост цен не успевает за ростом зарплат, скажем так. Люди стали экономить: меньше ходят в рестораны, меньше ходят в кафе. Они больше ходят в магазины, покупают готовую еду, с ней идут в отели. И вместо отелей стали предпочитать апартаменты, история такая», — говорит Сергей Куренков.
Второй момент, который по его мнению, негативно сказался на участниках туристического рынка сегодня — непонятное, в большей степени непредсказуемое ценообразование авиакомпаний.
«Если покупать билеты к нам из Москвы за 2 недели, то можно улететь, примерно скажем, за 20 тыс. руб. Если мы берем билет за день-два, то перелет обойдется в 3-4 тыс.руб. И гости, наблюдая такую ситуацию, меняют направление: не поедем мы в Калининград, поедем на Волгу в Ульяновск, там тоже красиво», — объясняет эксперт.
Как следствие, у калининградских отельеров изменилась глубина бронирования. Так, если в мае прошлого года август был практически продан, то в этом году на август забронировано около 50%, привел цифры Куренков.
На реальном положении дел сказались и завышенные ожидания от сезона, так сказать «головокружение от успеха».
«Все мы — отельеры, рестораторы, участники рынка Horeca, которые с 2020 года работали в плюс, почему-то решили, что в этом году будет такая же динамика <...>. К тому же предполагалось, что на фоне аварии на черноморском побережье, все ринутся в Калининград, поэтому все заложили в цены +15-25%», — признается Куренков, добавив, что в стране для туристов оказалось множество других мест для отдыха, намного дешевле.
Эксперт уточнил: на росте цен, кроме завышенных ожиданий, не в меньшей степени сказалась инфляция: у отельеров и рестораторов выросли затраты на закуп продуктов, фонд оплаты труда.
«Даже взять нашу местную клубнику. В этом году оптовый закуп был 700 руб. против прошлогодних 400 руб. Практически в два раза…У нас даже если и повысились цены, номер не стал стоить 50 тыс. вместо 25 тыс. И цены в ресторанах не в два раза поднялись. Откуда такой рост у поставщиков непонятно. И так во всем закупе», — возмущается спикер.
Холодное лето 25-го
Последний негативный момент нынешнего сезона — холодная погода.
«У нас на рынке рестораторов, в том числе и в калининградских городах, порядка 25-30% составляют наши гости. Посмотрев на эту погоду, они к нам [в этом году] не поехали. Так что этот фактор тоже влияет на работу рестораторов, взять хотя бы гостей на летних террасах. «Летники» первую неделю как начали работать. Сейчас стало наблюдаться хоть какое-то заполнение летних террас. А полтора месяца лета, с маем по факту два с половиной месяца, они простаивали пустыми», — подытожил Сергей Куренков.
Погодные условия считает главным негативным фактором нынешнего турсезона и руководитель направления Horeca холдинга К8 Наталья Бурова.
«В этом году мы все подняли цену в сфере гостеприимства с учетом того, что гостиничная история очень зависима от погодных условий. Если у нас солнце, то и отели заполнены на 100%.Если его нет, то работа просто замирает. Поэтому, если бы у нас были прекрасные погодные условия, если бы у нас была солнечная погода, то я считаю, никакие отмены, задержки рейсов или дороговизна полетов не были бы так заметны. Они [самолеты] и в прошлом году задерживались и не были дешевыми», — говорит Бурова.
Эксперт отмечает, что на отложенном спросе туристов сказалась и дороговизна поездки в Калининград.
«Учитываются не только дорогие билеты [на перелет]. Считается абсолютно все: билеты, проживание, питание, курс доллара», — перечисляет собеседница РБК Калининград, добавляя, что если брать все эти затраты, то людям гораздо дешевле слетать на отдых куда-нибудь за рубеж.
Бурова отмечает, что с ростом доллара и удорожанием логистики калининградские отельеры просто вынуждены были повысить цены.
«Во-первых, мы поднимаем зарплату персоналу, чтобы не потерять человеческие ресурсы. Чтоб вы понимали, в Янтарном смена горничной доходит до 6 тыс. руб. На ценообразовании сказывается и логистика. Гостиничная галантерея — тапочки, гигиенические наборы — за год подорожали на 70%. Стоимость продуктов за год выросла на 30%, не меньше. И если завтрак включен в стоимость проживания, то вот вам и повышение стоимости гостиничных услуг», — объясняет Наталья Бурова.
Несмотря на отсутствие лета, поток гостей в калининградском ресторане «Лола» и «Ладья» в Янтарном есть. Ресторатор Максим Ткачев отмечает, что посещаемость даже выше прошлогодней. Но признает: действительно, многие его коллеги жалуются на отток посетителей в ресторанах и гостиницах. Отчасти виной тому стали дорогие перелеты и стоимость проживания, считает Ткачев.
«Но ситуация у рестораторов разная. Плохи дела у тех, кто ожидал кратного увеличения туристического потока, и в надежде на сверх успешный сезон заранее позволил себе значительно увеличить расходы. У другой части рестораторов показатели остались на уровне прошлого года. У нас они даже немного выше, при этом расходы относительно прошлого года, мы значительно сократили», — объясняет эксперт.
Экскурсии не подорожали
Глава турфирмы «Юнона» Светлана Слепенок говорит, что на работе ее компании вышеуказанные факторы сильно не отразились.
«Мы на своей деятельности не ощутили ни холодной погоды, ни сложности полетов. Потому что у нас в приоритете экскурсионное обслуживание. Когда дожди и такая не жаркая погода, люди наоборот едут на экскурсии. Поэтому у нас особого спада в экскурсионной работе не произошло», — говорит эксперт.
Однако она отмечает, что совсем недавно вернулась с выставки на ВДНХ, где многие посетители активно интересовались калининградским стендом. Узнав цены перелетов, они констатировали: к вам не долететь.
По словам Слепенок, в настоящее время небольшой спад фиксируется в коллективных турах на 3-5 дней. Но такая тенденция отмечается уже не первый год, говорит эксперт. Люди давно стали предпочитать индивидуальные туры и сами выбирают услуги: самостоятельно ищут где-то проживание, самостоятельно питаются.
В отличие от отельного бизнеса, услуги экскурсоводов в этом году не поднялись, но выживать становится все труднее, замечает Слепенок.
«У нас цены не поднялись, даже по некоторым позициям стали ниже. Конечно, это не очень хорошо, потому что у нас стоимость экскурсионки намного дешевле в сравнении с ценами в [центральной] России. Мы говорим о том, что цены надо поднимать, потому что у нас, например, сейчас сложная ситуация с водителями [экскурсионных] автобусов. Это в основном мужчины, которым нужно содержать семьи, и [при росте инфляции] мы вынуждены поднимать им зарплаты. Но в целом, на экскурсионном рынке сейчас большая конкуренция, идет демпинг и поднимать цены особо не получается», — резюмирует Светлана Слепенок.
Напомним, в июне некоторые калининградские отельеры и рестораторы заявили о том, что показатели наполняемости составили минус 8% к прошлому году, писал РБК Калининград.