Александр Навагин: Калининград первым в РФ отдаст электрокары в каршеринг

Локализация автопарка такси в Калининградской области отложена до марта 2028 года. Соответствующий законопроект принят Госдумой РФ накануне. Соавтор поправок Андрей Кутепов объяснил такие послабления для российского эксклава тем, что региональные власти настроены на развитие электротранспорта.
Участники калининградского рынка такси, напротив, заявляют, что электрические автомобили для них пока — роскошь.
В то же время владелец таксопарка «Кениг-рент» Александр Навагин уже год возит клиентов на электрокарах и утверждает, что будущее все-таки за электротранспортом. В апреле 2024 года предприниматель стал первым и единственным в регионе, решив использовать в своем таксопарке 50 «Амбер Авто» завода «Автотор». Плюсами и минусами такого эксперимента по итогам года работы он поделился в интервью РБК Калининград.
— Александр, что вы думаете о локализации такси? Участники регионального рынка настроены скептически и выступают против таких нововведений, хотя для Калининграда сроки отложили до 2028 года.
Я, наоборот считаю, что такой закон принесет больше порядка, и поездки для пассажиров станут безопаснее. На сегодняшний день Яндекс.Такси разрешает работать в такси машинам 1999-го года [выпуска]. У них просто нет выбора… Если будет локализация, то мы безопасность нашу увеличим. Потому что, согласитесь, 99-го года машина не очень безопасна может быть ни для нас, ни для наших детей. Поэтому я рад этому. И, считаю, бояться этого не надо.
— Причиной исключений для Калининграда авторы нового закона о локализации назвали, в том числе, развитие электротранспорта в регионе. Однако ваши коллеги говорят о том, что из-за высокой цены электротранспорт не подходит для такси. Вы первым рискнули приобрести такие машины. Насколько они дороже тех же китайских моделей с ДВС [двигатель внутреннего сгорания — прим.ред], которые наши водители готовы покупать для работы?
Стоимость машин получается не так велика, учитывая, что с самого начала треть стоимости покупки за вас оплачивает государство. Что сделало государство для того, чтобы люди развернулись к электротранспорту? Есть указ президента развивать эту историю до 2030 года. У нас есть 950 тыс. руб от государства, которые идут как первоначальный взнос — это 35% от стоимости. Это первый, самый большой бонус. То есть ты приходишь и покупаешь машину в кредит или в лизинг без первоначального взноса. Его за тебя платит государство. Соответственно, 3 млн руб. минус 950 тысяч, уже получается 2 млн руб. А это — средняя стоимость любого автомобиля ДВС на рынке.
— И как показали себя наши местные электрокары за год работы в такси?
Спустя время могу сказать, что если ты научился ездить на электрической машине, то это не только выгодно, но еще и безопасно. И меньше затрат. У нас есть множество разных подсчетов. Мы сравнивали работу электромобилей с машинами на газе, и экономия на обслуживании автомобиля в год выходит около 500 тыс руб. Все просто боятся, потому что считают, что надо брать машины подешевле.
Отмечу, что электротранспорт выигрывает у машин ДВС и в стоимости «топлива». Начнем с того, что у любого водителя, который таксует, в комплекте с автомобилем есть провод. Соответственно, дома или на даче, на той же заправке сейчас можно приехать и просто отсидеться и зарядиться. Там минимальная стоимость 3,75 руб. Бензин стоит у нас 70 рублей. <>Таксист всегда ездит где-то до 20% и заправляется примерно за 27 минут до 80%. Ну давайте возьмем наш бак - это 60 киловатт и 60 литров бензина. И от 20 до 80% - это около 40 киловатт мы можем заправить. 40 умножить на 15 рублей за киловатт, возьмем по прайсу заправочной станции - самый высокий, который есть. Получаем 600 рублей. Ну и умножим 40 литров на 70 руб. Соответственно, 2 800 против 600 руб. Вот разница только в заправке.
Еще один плюс: в электрическом автомобиле нет мотора и коробки передач. Колодки первый раз надо менять после 100 тыс. км, потому что электроавто тормозит не колодкой, а электромотором.
Но есть и негативная сторона, не буду лукавить. Если машина попадет в ДТП — у нас было несколько сильных аварий — сложности с запчастями бывают. Некоторые из них у нас есть в наличии, но иногда бывают такие, например стойка для салона, что надо отдельно заказывать. С этим проблемы были, но все разрешилось.
Так что, если машина не бьется, а просто ездит, то все отлично. У нас сейчас на одной из первых электрических машин максимальный пробег 140 тысяч километров, и с ней никаких проблем не было. Может быть, мелкие гарантийные вещи, но это все не требует много времени и денег.
— Мотора и коробки передач в электромашинах нет, а как эксплуатируется батарея?
Электромотор заслуживает отдельного внимания. Есть такой показатель, как деградация батареи — это как в айфоне, когда смотрите, сколько процентов в батарее осталось. В электрокаре с пробегом в 140 тыс. км деградация батареи за год составила 5%. При замерах она оказалась полной на 95%. Мы совершенно не ожидали такого показателя, думали, что будет больше. Что касается «Амбер Авто», это очень близко по экономике именно с тем, что люди видят на «Ладе Весте» и так далее. Потому что и комфорт, и экономия есть.
— Когда вы только приобрели электрокары в таксопарк и запустили их в работу, вы говорили нам, что судить о рентабельности и окупаемости этого проекта пока сложно. А что сегодня можете сказать об этом?
Я уверен, сейчас с точки зрения бизнеса, учитывая нынешнюю ключевую ставку и проценты по кредитам, не окупится ни один проект. Потому что платеж будет дорогой. Давайте посмотрим, как электромобильность работает именно в такси? У нас летом всегда стабильный плюс, он большой, потому что пробега больше, люди активнее ездят на электрических машинах. Плюс история все-таки развивается, калининградцы учатся ездить на этих машинах тоже больше летом. Соответственно у нас всегда стабильно идет прибыль в теплое время, когда наступает зима — наблюдаем просадку. Например, на начало года у нас был небольшой минус, потому что шиномонтаж, смену сезонных шин всегда в рентабельность надо закладывать, и так далее… К концу зимы мы уже пришли к стабильному нулю, то есть, мы понимаем, что оно само все живет, без вложений. И 50 машин — это именно то количество, которое само и будет жить.
А вообще, в нашей бизнес-модели заложено, что за 4-5 лет машина должна полностью себя окупить. Но у нас есть гигафабрика, которая будет предлагать замену батареи и утилизацию старой, поэтому мы посмотрим, как это дальше все будет работать.
— Год назад вы анонсировали, что электромобили можно будет взять в каршеринг. Но в прошлом году этого не случилось, есть подвижки в этом плане?
Калининград станет первым городом в России, где в каршеринг можно будет взять электромобиль — это уже точно. Подсвечу вам одну новость. Мы выступаем официальным партнером Яндекса и с 22 июня запускаем каршеринг. Это будет приложение Яндекс. Драйв, где можно будет из любой точки брать [авто в каршеринг]. Изначально там будут автомобили ДВС, но в течение лета мы туда добавим и электрические авто. И, соответственно, мы станем первые в России, кто предложил в каршеринг электрические автомобили. Но для аренды электрокара будет создана определенная схема работы. Потому что человек, который берет в каршеринге машину, привык, что он сел, поехал, и ему ничего не надо заправлять… Здесь будет чуть по-другому. В аренду мы планируем предложить как новые небольшие электромобили, которые начали сейчас производиться на «Автоторе», так и большие электрические.
— Доступность электрозарядных станций — важнейший фактор для любого автомобилиста, который планирует купить электрокар. Что можете сказать о развитии инфраструктуры для электротранспорта в регионе?
Мы на практике видим, что регион насыщается «зарядками». Взять, например, тот же запад области. Раньше таксист в Гусев боялся ехать на «электричке», потому что негде зарядиться. А сейчас этот вопрос уже уходит в небытие, заправки появляются. Ну, плюс зарядка у тебя лежит в багажнике, и ты можешь на любой заправке подзарядиться. В регионе теперь «зарядок» больше, чем электромобилей.
Раньше была история, что постоянно были пробки, как на газовой заправке... А сейчас нет, сейчас все спокойно в любом месте, и на хабах, и везде… Наоборот просят: давайте загрузку побольше. Потому что все хотят, чтобы заряжались больше. Мощностей хватает. Еще хочу отметить, что и электрокары на дорогах Калининграда становятся все заметнее. В такси работают уже не только наши 50 машин, примерно столько же видел на дорогах и без наших логотипов. Так что, можно говорить, что водители все-же покупают электрические автомобили для работы в такси.
Напомним, в 2023 году Калининградская область стала участницей пилотного проекта «Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей». В «пилот» наш регион попал во вторую волну. В первую волну вошли лишь девять регионов, а год назад проект насчитывал уже 39 регионов — участников. В зависимости от территории и возможностей каждый заявляет то количество зарядных станций, которое может поставить, писал РБК Калининград.