Калининградских янтарщиков вернули на упрощенную систему налогообложения
В марте 2024 года Госдума приняла закон, позволяющий ювелирам, работающим с серебром, снова применять упрощенную систему налогообложения. Этот закон стал «неким компромиссом» между законодательной властью, которая настроена на полную отмену специальных налоговых режимов для «ювелирки» и участниками отрасли. Об этом пишет портал Rugrad со ссылкой на уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области Светлану Нижегородову.
Напомним, ювелирную отрасль лишили возможности использовать УСН в 2023 году. Несмотря на то, что янтарщики региона попадают под региональную упрощенку, но воспользоваться ей могли только те компании и индивидуальные предприниматели, которые не работают с драгоценными металлами. Мартовский закон дает янтарщикам, которые работают с серебром, возможность вернуться на УСН или патентную систему.
Нижегородова отмечает, что отмену «упрощенки» отрасль сразу встретила негативно: закон не поддерживали ни малые предприятия, ни отраслевые бизнес-объединения. Против выступил даже уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов.
«Никаких серьезных оснований для тотальной отмены спецрежимов ювелирам приведено не было, а введение такого полного запрета (да еще и без каких-либо изъятий и исключений) не было должным образом обосновано и просчитано. Бюджетная выгода была не слишком очевидна, тогда как прямая выгода от полного запрета просматривалась лишь для крупных игроков ювелирного рынка», — говорит Светлана Нижегородова.
Как отмечает генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов, серебро — это основной драгоценный металл, с которым работает янтарная отрасль.
Участники отрасли соглашаются, что в целом громких закрытий за тот год, пока использующие серебро янтарщики вынуждены были работать без УСН, на калининградском рынке не произошло, несмотря на то, что налоговая нагрузка на отрасль выросла.
«Пошли очень серьезные налоговые отчисления у ряда компаний, которые работают с серебром — это очевидно. Просто стало у компаний меньше возможностей… По поводу ухода с рынка, закрытия: просто перестроились, либо ушли в «серую», — говорит генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов.
Светлана Нижегородова сообщила, что в 2023 году было «много устных и письменных обращений» от бизнес-сообщества в связи с невозможностью применять «упрощенку». Об обращениях бизнеса упоминает и один из авторов законодательной инициативы, позволившей хотя бы части ювелирной отрасли вернуться на УСН, сенатор Совфеда РФ Александр Шендерюк-Жидков.
В целом и бизнес-омбудсмен, и руководитель кластера сходятся на позиции, что закон ситуацию на рынке улучшил: «лучше поздно, чем вообще никогда», и «это гораздо лучше, чем ничего».
Антон Федосов говорит, что порядка 40% компаний, входящих в «Кластер янтарной промышленности», вернулись на «упрощенку» (это около 20 компаний).
При этом, по данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, в регионе работает порядка 500–600 малых ювелирных предприятий. «Существенная доля специализируется на обработке серебра», — отмечает Светлана Нижегородова.
При этом даже после корректировки законодательства не у всех участников рынка есть возможность перейти к «упрощенке». Хотя эксперты и отмечают, что основной драгоценный металл, который используют янтарщики, — это серебро, но есть компании, которые работают в том числе и с золотом. Чтобы попасть под законодательное исключение, в таком случае необходимо будет регистрировать компанию, которая бы замкнула на себя всю линейку с серебром, а золотыми украшениями занималось бы другое юрлицо.
«Опять создали разные условия. Будет дробиться серебряный бизнес, не будет переходить на НДС. Жираф большой, ему виднее, я считаю. Вообще не люблю обсуждать государевы решения, мое дело — их исполнять. <...> Мой анализ: колоссальное количество предпринимателей уйдет в привычную для себя среду. Назовем, ее «серой» или «светло-серой». Ну, уйдут и уйдут. Каким образом это скажется на ценах и конкуренции? Никаким, совершенно никаким. То, что людям будет попроще вести бизнес: опять на кухне, в гараже, подвале… Ну да, будет проще», — говорит соучредитель «Амбертим» Вячеслав Дарвин, отмечая, что не считает произошедшую корректировку законодательства событием.
Как писал РБК Калининград, в конце 2022 года уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что переход на общую систему налогообложения сделает бизнес-модель калининградских янтарных компаний бессмысленной.
По его мнению это «резко подорвет их конкурентоспособность в сравнении с крупными ритейлерами (в т.ч. импортерами ювелирных изделий)». Это коснется более 12 тысяч компаний, в том числе 17 136 микробизнесов, 1 899 организаций малого бизнеса, 264 среднего бизнеса. Изменения заденут также смежные производства: мелкое литье ювелирных украшений, дизайн и 3D моделирование ювелирных изделий, изготовление изделий на заказ, продажа и поставка инструментов и оборудования для ювелиров.