Патология или рост: в Польше продолжают спорить о МПП с Калининградом
Польша в одностороннем порядке приостановила режим малого приграничного передвижения (МПП) с Калининградской областью 4 июля. Формальным поводом стало обеспечение безопасности крупных международных мероприятий, проходящих в том месяце – двухдневного саммита НАТО в Варшаве и недели Всемирных дней молодёжи в Кракове. 2 августа стало известно, что режим восстановлен не будет. Обоснование осталось прежним – Варшава ссылалась на соображения безопасности. Польские власти долгое время крайне нехотя комментировали решение «заморозить» МПП. Раскрывать подробности, связанные с темой безопасности, они не спешили, предпочитая говорить краткими либо обтекаемыми фразами. В конечном счёте в МВД стали утверждать, что часть информации, касающейся исходящих от МПП угроз, является служебной и широкой огласке не подлежит.
Безопасность превыше всего
Отдельные чиновники и депутаты польского сейма при этом на протяжении трёх месяцев выдвигали собственные объяснения отмены МПП, припоминая России то войну с Грузией в 2008 году, то действия в Крыму и на Донбассе, то теоретическую возможность проникновения посредством режима «нежелательных групп». Особым пунктом в списке претензий к Москве шла «милитаризация Калининграда» - так в Польше характеризуют военный потенциал Калининградской области, которая в польских СМИ и докладах близких к НАТО аналитических центров стала чаще фигурировать в качестве плацдарма для нападения на Польшу.
Опасения у польских политиков также вызывал и тот факт, регион в конце июля возглавил экс-руководитель областного ФСБ Евгений Зиничев. Польские СМИ описывают его как человека, особо приближённого к российскому президенту, называют «личным охранником Путина». «Заморозку» МПП также связывали с резкими оценками МИД РФ саммита НАТО, где союзники договорились отправить четыре новых батальона в Польшу и страны Балтии.
Наиболее полно официальную версию Польши изложил министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак в газете Rzeczpospolita. В статье от 4 сентября под названием «Безопасность превыше всего» министр пояснил, что никакие экономические аргументы не могут быть весомее заботы о защите страны от провокаций и попыток дестабилизации извне. России Блащак припомнил «захват» Крыма и конфликт на Донбассе, также – личность уже бывшего и.о. калининградского губернатора Евгения Зиничева. В качестве примера провокаций он привёл организованную российским посольством акцию в Пененжно у памятника генералу Ивану Черняховскому. Тогда, в декабре 2014 года, делегация из Калининграда при участии тогдашнего губернатора Николая Цуканова и посла РФ в Польше Александра Алексеева отмыла и покрасила мемориал. Памятник военачальнику был последствии демонтирован местными властями.
Администрации Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств, чьи территории входили в зону МПП, практически сразу восприняли в штыки инициативу Варшавы по сворачиванию МПП. Маршалы обоих регионов подали протесты в МВД и МИД. Параллельно было запущено несколько гражданских петиций с просьбой возобновить безвизовый режим. Местные чиновники выражали недоумение и в многочисленных интервью признавались, что считают «заморозку» режима необоснованной, а стоящие за ней мотивы – по меньшей мере непонятными.
Патология
Долгое время польские общественные организации и исследователи оценивали функционирование МПП исключительно положительно, отмечая, что проект был выгоден обеим сторонам. По мнению экспертов, он состоялся как в экономическом плане, так и в социальном и культурном. Высоко его ценила и правящая партия «Гражданская платформа». С приходом к власти консерваторов из «Права и справедливости» восприятие МПП совершило разворот на 180 градусов. Власти запустили кампанию по дискредитации проекта, вместо позитива делая акцент на негативных аспектах – «серых» торговых схемах, контрабанде, уходе от налогов.
Эффект от остановки МПП, в том числе возможный ущерб для приграничной деловой жизни и доходов местных бюджетов, посчитать пока не представляется реальным. Достоверные сводные данные будут доступны ближе к концу текущего года и в начале 2017-го. Называются только примерные прогнозы – так, оппозиционный депутат Яцек Протас предрёк, что затронутые режимом регионы могут потерять 1,5 млрд злотых в течение 5 лет. Правительство в ответ утверждает, что потери будут минимальными.
Уверенность чиновников отражается в свежих цифрах Главной статистической службы: чиновники обращают внимание, что из 10,4 млрд злотых, оставленных иностранцами в Польше во II квартале 2016 года, на МПП приходилось всего 8,5%. На основании этих данных и того, что трафик на границе с России значительно уступает трафику на границах с Германией, Чехией и Украиной, правительство делает вывод, что потеря МПП будет сродни «капле в море» для польской экономики.
Правительство настаивает, что россияне выигрывали от МПП непропорционально больше, чем поляки. В качестве доказательства приводится статистика пересечений границы – в апреле-июне в рамках МПП в Польшу въехало 325,1 тысячи иностранцев, уехало – 635,8 тысячи поляков. И тратили поляки за рубежом больше, чем иностранцы в Польше – по 95,7 млн и 65 млн злотых соответственно. В частности, по польским данным, в I квартале 2016 года россияне «вложили» в Польшу 48 млн злотых, поляки в Калининградскую область – 82 млн. По уточнённым данным, за 2015 год россияне оставили в Польше порядка 286 млн злотых, поляки в Калининграде – более 400 млн злотых. На этом основании поляки выдвигают тезис о «несправедливости» действия проекта.
Более того, Польша готовится к тому, что отказ от МПП в перспективе приведет к дополнительным доходам в бюджет. В точки зрения правительства, благодаря режиму Калининградская область превратилась в своего рода «офшор», куда поляки массово уезжали скупать алкоголь и сигареты без уплаты акцизов. Поэтому министр Блащак охарактеризовал МПП как расцвет «патологических явлений» на границе. Его заместитель Якуб Скиба заявил, что 91% товаров, приобретённых поляками в Калининградской области, были подакцизными. В то время как 80% трат россиян в Польше под акцизы не подпадали, а также 18% уходило на услуги. От одних только неуплаченных акцизов в I квартале текущего года польский бюджет недополучил 74 млн злотых, пояснил позже сам Блащак. Используя формулу правительства, польская деловая пресса рассчитала, что дальнейшее функционирование МПП «стоило» бы Варшаве до 25 млн злотых в месяц.
Другая претензия к МПП – злоупотребление россиянами системой tax free, позволяющей истребовать возврат налогов за покупки в Польше. В 2015 году россияне затребовали возвратов НДС на сумму в 28 млн злотых, в I квартале 2016 года – 6 млн злотых. Якуб Скиба подчеркнул, что этот выпадающий доход тоже следует вычитать из прибыли польского бизнеса и, следовательно, записывать потерями от МПП. В итоге, пояснил глава Пограничной службы Марек Лапиньский, трафик поляков, уезжающих в Россию, уже рухнул на 82%. Такой результат укладывается в цель перекрыть гражданам Польши удобную лазейку по уходу от налогов.
Ещё один фактор – махинации вдоль границы. Мариан Банась, совмещающий посты замминистра финансов и главы Таможенной службы, сообщил, что количество находящихся в производстве налоговых правонарушений после отмены МПП упало в три раза – с 2190 в мае до 885 в июле. «Это показывает, что польские граждане занимались контрабандой и прочей незаконной деятельностью и, соответственно, польский бюджет терял те же суммы, которые кормили бюджет РФ», - заключил Банась. Пограничники в свою очередь доложили, что число нарушений режима МПП выросло на 346% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Перспективы резкого спада трансграничной активности правительство не пугают. Опираясь на новости о том, что «заморозка» МПП не привела к снижению числа заявок россиян на возврат НДС, Якуб Скиба предположил, что и торговля не снизится. Он добавил, что не произошло снижения уровня закупок в Польше, а трафик по «карточкам МПП» «в значительной степени» будет компенсирован пересечениями по визам. Его прогноз частично подтверждается информацией от варминьско-мазурских пограничников, со ссылкой на которых Gazeta Olsztyńska сообщает о росте популярности деловых и туристических виз среди россиян, которые постепенно замещают «карточки МПП». Однако трафик всё равно уменьшился. Из России в Польшу в августе въехали 203,8 тысячи иностранцев, за аналогичный период в прошлом году – 259,5 тысячи. Глава Пограничной службы Марек Лапиньский, тем не менее, сохраняет оптимизм. Несмотря на то, что гостей из России стало на 28% меньше, его ведомство ожидает, что трафик из России со временем «спокойно пойдёт вверх». Что касается туристических потерь, правительство обещает компенсировать их за счёт увеличения доли внутреннего туризма и гостей из других стран Европы, таких как Германия и Скандинавские страны.
«Фига Москве»
Далеко не все в стране согласны с позицией польского правительства. Выводы МВД и подотчётных ему служб расходятся с более ранними оценками Польского института международных дел и Института публичных дел (оба базируются в Варшаве), а также нескольких посвящённых МПП научных работ, выпущенных под эгидой польских вузов. Они описывают МПП как успешный «драйвер» развития приграничья. Негативные эффекты вроде контрабанды оцениваются ими как единичные случаи, не портящие общей картины. Ивона Трусевич, экономический обозреватель ведущей газеты Rzeczpospolita (оппозиционно настроенной к правящим правым), назвала аргументы МВД манипуляциями и «одной из самых больших глупостей», что она когда-либо слышала.
Она усомнилась в обоснованности причин сворачивания МПП и предположила, что они также же «иррациональны», как и «русофобия, страх и неуверенность», царящие в правительстве. Варшавских чиновников она упрекнула в том, что они едва ли могут судить о положении дел в восточных районах, ибо никогда не бывают в Барцянах, Семпополе, Бартошице или Голдапе. Также Трусевич усомнилась, что массовая контрабанда, которая сильно волнует Варшаву, смогла бы расцвести, если бы не попустительство и прямая коррупция со стороны польской таможни и пограничников.
Одновременно, по словам Трусевич, много лет Варшава попросту закрывает глаза на кризисы в приграничных воеводствах, где опустевают целые города. «И это не потому, что я могла бы привезти несколько пачек сигарет из России», - писала она. МПП, напротив, стало для местных муниципалитетов стимулом к росту, который они не получали из центра – открывались гостевые дома, гостиницы, фирмы, развивался малый бизнес, появлялось больше рабочих мест и возможностей для местного населения.
Общественный портал OKO.press, занимающийся проверкой истинности высказываний польских политиков, оценил суждения министра Блащака об МПП по большей части как ложные. В том числе журналисты ставят под сомнение уверенность министра, что отсутствие МПП подстегнёт рост безработицы. Журналисты поясняют, что оптимизм правительства базирует на косвенных данных, когда как статистики за III квартал, то есть непосредственно после «заморозки» МПП, у министра на руках нет.
Масштабы же реальных потерь польского бизнеса станут известны лишь в декабре. Делать вывод об отсутствии снижения показателей шопинга россиян в Польше на основании числа запросов по возврату НДС портал считает некорректным, особенно на фоне неоспоримого снижения трафика пересечений границы. К примеру, механизм tax free распространяется далеко не на все магазины, товары и услуги, для истребования возврата надо единовременно потратить минимум 300 злотых и так далее. Поэтому, опираясь лишь на заявки по возврату налогов, можно получить обманчивую картину.
Портал приводит слова главы Варминьского-Мазурского филиала Польской туристической палаты Войцеха Смешека о том, что если отдельные гостиницы раньше до 25% заполнялись за счёт одних россиян, то теперь в них пребывает всего по одному постояльцу. Итоги сезона палата собирается подводить в октябре.
О сокращении числа посетителей сообщили в сети супермаркетов Lidl, не подпадающей в tax free. О падении прибыли сообщили и в сети Biedronka, которое системой tax free как раз охватывается.
Говоря о надежде Варшавы пополнить бюджет за счёт акцизов, которые поляки раньше не платили, отправляясь за покупками в Калининград, OKU.press подчёркивает, что для подобного оптимизма у правительства пока тоже не хватает фактических оснований. Похожую мысль высказывал Лукаш Венерский, аналитик Института общественных дел, в беседе с порталом RuBaltic. Он обратил внимание, что, если поляки будут больше тратить на топливо (которое раньше дешевле покупали в России), у них останется меньше средств на «Бедронку», включая подакцизные товары.
Выступать против «заморозки» МПП продолжают сами приграничные регионы. Конкретных цифр у них тоже пока нет, однако хватает жалоб от местного населения и бизнесменов, которым режим приносил неплохой доход, особенно по меркам северо-восточной Польши. 23 сентября в Калининграде прошла конференция, посвящённая региональному сотрудничеству на Балтике. Пока гости из Варшавы презентовали новую программу двустороннего сотрудничества между Россией и Польшей, представители Поморья, Вармии и Мазур в кулуарах вновь дали понять, что на местах МПП ощущается и воспринимается совершенно по-другому – не так, каким его видят в столице.
Коммуникация с Варшавой отсутствует – в столице не слышат и не понимают аргументов «с низов», на жалобы отвечают отписками. Негативных аспектов МПП, о которых твердит Варшава, в регионах либо не видят, либо не придают им серьёзного значения. «На нас отмена МПП, безусловно, оказывает негативное влияние, - рассказала Кристина Врублевска, глава Бюро международного сотрудничества Поморского воеводства. - МПП привело к росту числа посещений Польши». Увеличения «криминального элемента» она не подтвердила. «Мы посмотрели статистику и не нашли каких-либо доказательств роста противозаконных действий ни со стороны поляков, ни со стороны гостей из России», - утверждала Врублевска. О состоянии диалога с Варшавой по поводу МПП она заметила: «Не уверена, что между нами есть взаимопонимание. Мы видим совершенно другую картину. Поэтому и хотим, чтобы МПП было восстановлено. Несмотря на трудности, надо сотрудничать и общаться».
«Местные администрации и местный бизнес в один голос говорят, что отсутствие российских туристов и покупателей приносит конкретные убытки, - добавил директор департамента международного сотрудничество Варминьско-Мазурского воеводства Лукаш Белевский. - От людей, живущих в приграничной зоне, слышу, что они не понимают данного решения [приостановить МПП] и хотят, чтобы оно вернулось как можно раньше. Привести плохие примеры действия МПП я не могу».
Белевский сообщил, что ответ на официальный протест со стороны воеводства так и не пришёл, что лишний раз иллюстрирует отсутствие диалога между центром и регионом. Его наблюдение нашло продолжение через пару недель, когда ярый критик МПП замминистра внутренних дел Якуб Скиба отказался 5 октября ехать в Ольштын на заседание Российско-польского совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Польши, сославшись на внезапную командировку. В качестве симметричной меры на встречу не поехал врио калининградского губернатора.
Каких-либо позитивных последствий от «заморозки» МПП в затронутых воеводствах не видят. Маршал Поморского воеводства Мечислав Струк ещё в августе сравнил решение не восстанавливать режим с поведением польского депутата Петра Пызика. Представляющий правящую партию «Право и справедливость» Пызик приобрёл известность на родине тем, что во время горячих дебатов в сейме однажды показал оппоненту средний палец. «Может, приостановив малое приграничное передвижение, мы хотим показать средний палец Путину? Но чего мы этим добьёмся?» - задался вопросом Струк.
Самолёт в обмен на МПП?
Несмотря на критику МПП как проекта, Польша продолжает настаивать, что его приостановка – временный шаг. Варшава периодически посылает намёки, что готова пересмотреть позицию, если Москва ликвидирует заявленные угрозы безопасности Польши либо даст соответствующие гарантии. Руководитель департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин в ходе сентябрьского визита в Калининград дал понять, что по вопросу МПП «мяч находится на польской стороне». Предоставление полякам неких «гарантий» Россия не рассматривает. В Польше же, не считая жалоб пострадавших регионов, публично вопрос восстановления МПП поднимается редко. К примеру, что МПП может быть восстановлено «в течение некоторого времени», допускал в одном из интервью замминистра культуры Ярослав Селлин. С корреспондентом РБК-Калининград обсуждать этот вопрос Селлин отказался, сославшись, что МПП не входит в его компетенцию.
23 сентября, одновременно с проходящим в Калининграде форумом регионов Балтийского моря, замминистра иностранных дел Марек Циолковский на Всемирном экономическом конгрессе в Белостоке тоже допустил возврат МПП «в ближайшее время». Его заявление быстро опровергли в МВД, заверив, что о восстановлении МПП речи не идёт.
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский в телефонном разговоре с корреспондентом РБК-Калининград отказался рассуждать о перспективах восстановления МПП, также сославшись на то, что решение по этому поводу принимает МВД. «Не вижу причин, чтобы малое приграничное передвижение комментировал я», - сказал министр. Саму «заморозку» МПП он поддержал. «Конечно, я поддерживаю мнение МВД, ведь мы все члены одного правительства», - пояснил Ващиковский. В МВД Польши на запрос РБК не ответили.
Опрошенные эксперты затрудняются сказать, какие именно шаги со стороны России способны побудить Варшаву восстановить МПП. Но все сходятся во мнении, что самый очевидный жест навстречу – разрешение проблемы обломков польского президентского борта, разбившегося в 2010 году под Смоленском. Более шести лет польская сторона пытается добиться возвращения обломков самолёта на родину. Россия отказывается их передавать, ссылаясь на собственное расследование. «Не знаю, что должно случиться для возврата МПП. В СМИ это вообще не обсуждается, поэтому мы можем только гадать, - рассказал Бартломей Жданюк, сотрудник Института политических наук Варшавского университета. - Если брать двусторонние отношения, то проблем несколько. Первое, что приходит на ум - смоленская трагедия. Польский самолёт до сих пор находится в России. Думаю, Варшава могла бы ожидать шагов в этом направлении. Либо в отношении ситуации с разрешениями для польских перевозчиков, которые раньше вставали в очередь на границе».
Политолог Рената Меньковска-Норкене считает, что рассуждать о возврате МПП тяжело, потому что для этого должен измениться сам курс польской внешней политики. «Понятно, что решение о приостановке МПП принималось на высшем уровне, вплоть до премьер-министра, - говорит она. – В такой ситуации важно, чтобы было больше давления со стороны самих регионов, давления «снизу». Между странами должно быть больше дискуссий, встреч. Не знаю, что именно ожидает польское правительство. Возможно, изменения риторики России в отношении НАТО, каких-то деклараций в сфере безопасности. Ещё чувствительная для поляков тема – президентский самолёт».
Преподаватель Варминьско-Мазурского университета в Ольштыне Кшиштоф Жегонта проявляет больше оптимизма. «Польское правительство узнало, что находится в тупике: политических выгод нет, а отпор местных обществ возрастает, - считает эксперт. – Поэтому мне кажется, что польские власти готовы восстановить МПП, но не сразу. Не сразу, чтобы не признавать, что они ошиблись». Что касается ожидаемых действий со стороны России, поясняет Жегонта, в Польше много обсуждается возврат обломков президентского Ту-154 «взамен» на улучшение польско-российских межгосударственных отношений.
Кстати, один из «раздражителей», которые поляки увязывали с МПП, исчез в четверг, 6 октября. Владимир Путин принял оставку беспокоящего Варшаву врио. губернатора Калинниградской области Евгения Зиничева и назначил врио губернатором Антона Алиханова, ранее возглавлявшего региональное правительство.