Незаконное оборудование, право аренды, проблемы дольщиков: суды Девау
Исторический аэродром Девау является одним из первых гражданских аэропортов в мире. В марте этого года ему исполнилось 100 лет. На данный момент полеты с аэродрома не осуществляются, однако он остается базой местного аэроклуба Добровольного общества содействия армии, авиации, флоту России (ДОСААФ). Девау не раз становился предметом судебных разбирательств. РБК Калининград вспомнил о самых громких делах.
Проблемы дольщиков
В 2012 году ООО «Океания» начало строительство коттеджей в охранной зоне аэродрома Девау. Однако застройщик не учел, что здания должны располагаться на определенном расстоянии — не ближе 1 км от взлетной полосы. Кроме того, фундаменты нескольких домов были заложены до получения компанией разрешительных документов.
В сентябре того же года прокуратура области признала действия ООО «Океания» незаконными и потребовала через суд снести постройки. Еще один иск о запрете строительства к застройщику подал арендодатель имущества аэродрома — ДОСААФ. В 2013 году суд удовлетворил эти требования, а также постановил вернуть земельный участок в собственность Гурьевского городского округа, снести самовольно возведенные строения и ограждение.
В августе 2014 года администрация городского округа передала участок в собственность ООО «К Строй», на нем компания начала строительство микрорайона «Солнечный», который должен был включать 12 трехэтажных домов. Прокуратура вновь обратилась в суд и потребовала от застройщика признания недействительным формирование земельного участка в поселке Малое Исаково, а возведенных на этом участке строений самовольными постройками. Суд также удовлетворил данное требование и приостановил строительство жилого комплекса.
Однако на тот момент ООО «К Строй» уже успело продать квартиры 102 дольщикам. Некоторые из них на момент вынесения судебного решения оплатили жилье в полном объеме. Ситуация осложнялась тем, что многие покупатели прибыли в Калининградскую область из других регионов, продав там свои квартиры.
Судебные разбирательства продолжились. 17 мая 2016 года суд вынес очередное решение. «Четыре дома должны быть приведены в соответствие с нормативной высотой. Для этого у двух объектов придётся разобрать лишний этаж, а два другие должны быть построены на меньшую высоту, чем планировалось раньше. Местная администрация должна внести соответствующие изменения в разрешения на строительство», — прокомментировал занимавший на тот момент должность зампредседателя правительства области Максим Федосеев.
По его словам, застройщик заявил о готовности исполнить данное решение суда. Однако возведение жилого квартала не было завершено, а этажи до сих пор не снесены. В августе 2019 года, по данным властей области, получить страховые выплаты удалось 19 дольщикам.
Незаконное оборудование
Еще одним поводом для судебных разбирательств стало незаконное использование территории Девау. Собственник смежных участков самовольно занял часть участка аэродрома, оградив его бетонными плитами и выложив тротуарную плитку. Также он установил там стационарные холодильные установки, навес, металлические палатки, складировал палеты, торговое оборудование, контейнеры для твердых бытовых отходов. Доступ к самовольно занятой территории был возможен только со стороны владельца соседнего участка.
Региональная прокуратура подала на мужчину в суд с требованием освободить часть незаконно занятой земли. Суд принял решение в пользу надзорного органа. Ответчик подал апелляционную жалобу, однако она была отклонена.
Право аренды
В использовании территории аэродрома не по назначению также обвинили ее арендатора — региональное отделение ДОСААФ. На участке находятся административное здание, взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, бетонная стоянка самолетов. При этом, по версии территориального управления Росимущества, территория не используется по назначению. На этом основании ведомство расторгло с организацией договор об аренде.
В ответ в 2018 году ДОСААФ обратился в суд с требованием признать данные действия незаконными. «В суде ФКУ «Главное командование Воздушно-космических сил» представило правовую позицию по делу, согласно которой аэродром третьего класса Малое Исаково может быть задействован для нужд обороны. Аэродром зарегистрирован в реестре аэродромов государственной авиации за номером 220, является действующим, пригодным к эксплуатации, находится в ведении третьего лица — ДОСААФ России», — цитирует председателя общественной организации Олег Урбанюка «Интерфакс».
Росимущество подало ответный иск. В июле текущего года суд признал действия ведомства незаконными. Однако обязал ДОСААФ освободить часть нежилых помещений общей площадью 1231 кв. м. После подачи апелляций решение оставлено в силе.
«Исторический аэродром Девау, расположенный на окраине Калининграда, как и прежде, будет использоваться для нужд ДОСААФ. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции о сохранении договора безвозмездного пользования землей аэродрома Девау за нашим авиационно-спортивным клубом. Данный договор заключен до 2049 года», — рассказал Урбанюк. Он отметил, что у общественной организации, правительства области и Минобороны есть дальнейшие планы по использованию аэродрома Девау в целях военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к службе в армии и на флоте.
Аэропорт Кенигсберг-Девау (Konigsberg-Devau) был открыт в 1921 году и стал одним из первых пассажирских аэропортов Германии, Европы и мира. В 1921 году в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой. Построенный в 1922 году аэровокзал тоже был первым в Европе.
После Второй мировой войны Девау имел статус аэропорта Калининграда. В 70-х годах прошлого века полеты с него были прекращены. С тех пор и до нашего времени он остаётся базой местного аэроклуба ДОСААФ и площадкой автовождения.