Еврокомиссия разъяснила правила калининградского транзита
Еврокомиссия опубликовала инструкцию для стран ЕС по транзиту товаров с основнйо территории России в Калининград. Согласно разъяснениям, железнодорожный транзит ряда товаров разрешен при соблюдении определенных условий, а вот автомобильные перевозки подсанкционных товаров российскими компаниями запрещены. Об этом пишет ТАСС.
.Для железнодорожного транспорта категорического запрета нет: можно перевозить нефть и нефтепродукты, уголь, сталь, железо, дерево, цемент и другие невоенные товары. Особо подчеркивается: «Странам ЕС нужно проверять, чтобы объемы транзита соответствовали средним показателям, зафиксированным в течение последних трех лет. В особенности это касается спроса на основные товары».
Перевозить военную продукцию, товары двойного назначения и технологии нельзя.
«Решение является только первым шагом в снятии проблемы, требуется аналогичное снятие ограничений и в части автомобильных перевозок. <...> Будем продолжать добиваться полного снятия ограничений», — заявил губернатор Антон Алиханов в своем Telegram-канале.
«Решение, снимающее ограничения для определенной номенклатуры продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, — проявление реализма и здравомыслия. Хотя вопросы по содержанию данного документа у нас остаются», — отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она заверила, что «российской стороной будет налажен плотный мониторинг того, как указанные шаги ЕС будут реализовываться на практике».
Власти Литвы заявление Еврокомиссии сочли конструктивным.
«Мы всегда высказывались против специальных исключений и различной трактовки насчет территорий стран ЕС, поэтому положительно оцениваем то, что разъяснениями Еврокомиссии, обязательными для всех членов ЕС, не создается такой прецедент. Представленные Еврокомиссией разъяснения ясно указывают, что страны-члены обязуются обеспечить, чтобы санкции ЕС не нарушались, поэтому Литва эффективно обеспечит применение санкций и будет внимательно следить, принципиально оценивать и эффективно контролировать, не пытается ли Россия злоупотреблять транзитными возможностями», — говорится в сообщении на сайте литовского МИДа.
По мнению перевозчиков, снятие запретов на железнодорожные перевозки в Калининград — позитивный шаг.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что железнодорожный транзит в Калининград весьма значим в объемах и перевозится значительное количество стройматериалов и нефтепродуктов. При этом подкрепление Евросоюзом решения об остановке автомобильных перевозок вызывает вопросы.
Как считает руководитель «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло, сейчас имеет место торг между Россией и Евросоюзом по вопросу исключений для автодорожного транзита.
По его словам, у России остается возможность запретить доступ в страну европейским автоперевозчикам в ответ на пятый пакет санкций ЕС. На этом настаивает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), а Минтранс и Минпромторг обещают прийти к решению до 1 августа. Также возможен более широкий запрет на транзит товаров через Литву, что поставит в тяжелое положение литовских перевозчиков. Возможно, поэтому МИД РФ и взял паузу на изучение предложений Еврокомиссии, предполагает Властопуло.
Как ранее писал РБК Калининград, Литва с 18 июня ввела запрет на транзит санкционных товаров в Калининградскую область и из нее после консультаций с Еврокомиссией и под ее руководством.