Победа доски приведет к торможению стройки. Деревообработчики о причинах
Деревянные дома в России к концу этого лета могут подорожать на 40% из-за двукратного роста цен на пиломатериалы и их общемирового дефицита. Министерство промышленности и торговли РФ уже предложило ограничить экспорт этой продукции. Как это поможет застройщикам и потребителям, в интервью журналу «Королевские ворота» рассказала сопредседатель правления Ассоциации деревянного домостроения Юлия Юрлова.
Министерство не исключает введения вывозных таможенных пошлин на пиломатериалы с влажностью более 22% (сейчас пошлины не зависят от сырости древесины и по многим породам деревьев обнулены). По данным Ассоциации, в период с апреля 2020 по апрель 2021 года стоимость досок, применяемых в строительстве, увеличилась в два раза. Если год назад один кубометр доски стоил в среднем 11–13 тыс. руб., то сейчас — уже 22–26 тыс. рублей.
Сейчас проект реализации пиломатериалов через биржевые торги проходит общественные слушания. По мнению Юрловой, это может привести к выдаче квот на продажу.
«Если предприятие условно отправляет на экспорт 100 тысяч кубов доски, то, например, 20 кубов она обязана оставить на внутреннем рынке. Сейчас сложно сказать, какая схема рабочая, к какой склонится Минпромторг», — говорит эксперт.
Российская древесина пользуется большим спросом в Европе, Японии и Китае, и компаниям выгоднее поставлять продукцию за рубеж, а не на внутренний рынок, где покупатель не готов платить столько, сколько предлагают иностранные клиенты.
«Если ты экспортёр, и цена там, куда ты экспортируешь доску, доходит до 30–35 тысяч рублей за куб, очевидно, что ты не станешь продавать её в России по 20 тысяч. <...>
Дикий спрос в мире связан с пандемией, с оздоровлением экономики, отложенным спросом, с тем, что прошлый год был нерабочим, — всё это и вызывает небывалый рост», — поясняет Юрлова.
По мнению сопредседателя Ассоциации, введенных с 1 июля пошлин на экспорт — 10–15 евро на куб сырья с влажностью больше 22% — недостаточно, чтобы стабилизировать цену на внутреннем рынке, поэтому она продолжит расти.
«Заказчику, который ещё в январе этого года мог купить 100 кубов клеёного бруса за 3,5 миллиона рублей, те же 100 кубов сейчас продают уже за 5,5 миллиона. Вопрос, готов ли предприниматель платить? Есть у него лишние деньги в размере двух миллионов рублей? Если мы ничего не будем делать, победит доска, и мы увидим торможение роста строительства деревянных домов.
<...> Любой завод, пока у него высокая экспортная цена, будет стремиться отправлять всё по максимальным ценам, зарабатывать деньги. Можно даже сказать, сверхприбыли. А внутренний рынок как-нибудь справится — вот позиция крупнейших лесопильщиков страны», — уверена предпринимательница.
Введение пошлин на вывоз пиломатериалов считает правильным и гендиректор работающего на экспорт калининградского деревообрабатывающего комплекса «Лесобалт» Александр Орехов.
«Подумали не об экспорте, а о сохранении российского бизнеса, перерабатывающего лес. В стране останется больше добавленной стоимости. Китайцы — основные покупатели древесины — сами найдут выход из ситуации: построят в Сибири сушильные комплексы, как уже построили пилорамы.
Влажность 22%, о которой идёт речь [в постановлении], означает, что доска не будет деформироваться — это готовый строительный материал, а он как раз в дефиците. Ещё одна причина, почему потребовались ограничения, — за последний год лес вырос в цене вдвое. Соответственно, дорожает себестоимость строительных работ», — говорит Орехов.
Он отмечает, что вместе с этим для калининградского бизнеса дорожает логистика, металл, цемент и тарифы на электричество, подскочившие в цене почти на 60%.
«Данное постановление — максимально возможное в нынешней ситуации решение для того, чтобы поддержать предприятия, специализирующиеся на глубокой переработке леса. Кроме переработчиков, это поддержит строительный комплекс — будет больше леса, который закроет дефицит в материале и в перспективе сдержит рост цен», — уверен руководитель предприятия.
Как писал РБК Калининград, в начале года стало известно, что Чехия заинтересована развивать торгово-экономические отношения с Калининградской областью. В частности, европейцы заинтересованы в экспорте древесины, лесоматериалов и продукции деревообработки, мебельном производстве.