В школах вводят обязательное обучение финансовой грамоте. За и против
С 1 сентября 2022 года в расписаниях уроков первых и пятых классов российских школ появится новый обязательный предмет под названием «элементы финансовой грамотности». По согласованию с родителями его могут ввести уже в нынешнем учебном году. Об этом сообщает Банк России.
РБК Калининград собрал для читателей мнения калининградских учителей и родителей, а также выдержки из экспертных выступлений на посвященной финграмотности сессии Петербургского Международного Экономического Форума, на которой в начале июня присутствовал журналист редакции.
Чему еще научат в школе
Предполагается, что первоклассников будут учить «разумно решать финансовые проблемы»: анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах школьники начнут изучать предпринимательские риски, недобросовестные финансовые практики и виды финансового мошенничества.
«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде», — говорится в сообщении ЦБ.
Что думают учителя
Сегодня практически любой банк предлагает школам уроки или курсы финансовой грамотности с «прицелом» в будущем получить клиентов. Но пока никто не может предложить хорошей игровой модели, считает директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий. Он говорит, в учебном заведении давно задумывались о том, чтобы ввести собственную валюту с системой бонусов, которую можно было бы обменивать на оценки. Не нашли достойных разработок.
«В современном мире человек должен уметь управлять своими денежными средствами. Однако, в отношении формы,
как эти знания будут подаваться — есть вопросы. По моему мнению, это должна быть не просто теория, но реальные задачи. Потому что на опыте легче всего выучиться.
Я бы делал акцент на встречи с представителями финансовой индустрии, которые точно знают, как все устроено. Я бы в комплексе видел преподавание не только на уроках математики, но и на уроках истории тоже, ведь это огромный пласт развитие экономического мышления человечества. Уроки должны имитировать конкретные финансовые бытовые ситуации. Тогда это и отложится в голове», — считает директор школы.
Репетитор по математике, педагог с большим стажем, Елена Самбурская соглашается: дети охотнее решают задачи на примерах из жизни.
«Если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы. Многие вообще не понимают зачем математика нужна, а вот все, что связано с финансами, — это наша с вами реальность. Продукты мы покупаем каждый день. Финансовая грамотность — это про жизнь».
Что думают родители
Согласно соцопросам НАФИ, 77% российских семей не разговаривают с детьми о деньгах и не привлекают их к планированию семейного бюджета. И только 10% семей планируют свои расходы на срок более месяца.
Отец десятилетнего школьника калининградской гимназии Сергей считает, что научить ребенка обращаться с финансами должны, в первую очередь, родители. Это их задача — объяснить, что деньги берутся не из ящика комода.
«Считаю, что с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Как-то мы вместе посчитали, что если не покупать вредные чипсы, то в день можно сэкономить 100 рублей карманных денег, а в год это прилично уже получается. Мы всегда спокойно обсуждали все «хочу». И сегодня, когда идем в магазин, мой сын не кричит «купи мне это или то». Мы обсуждаем, что бы он хотел, копим, учим его откладывать деньги. И вот сейчас летом, он накопил на нужную ему игрушку и купил ее, причем, даже нам подарки маленькие сделал, хотя никто его об этом не просил».
Мама еще одной школьницы, Валерия Шушпанова убеждена, что главное — это ничего не навязывать ребенку, а дать ему свободу делать свой выбор.
«Вот есть у ребенка деньги от бабушки, что делать? Навязчиво советовать куда их потратить? Или самому позволить думать и решать? Я считаю, чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Я вообще не понимаю эти «надбавки» за хорошие оценки в школе или за мытье посуды. Мне такой подход кажется неправильным: что это за поощрение, если он и так должен это делать? Это мы так какое–то общество потребителей, помешанных на деньгах, вырастим»
Мама гимназиста-третьеклассника Лидия Золотько сама работает бухгалтером, но с сыном пока серьезно о деньгах не говорила. Говорит, не дорос еще. Тем не менее, дома Егору объясняют, что деньги зарабатываются и зарабатываются порой нелегко.
«Я думаю, что в начальной школе учить детей финансовой грамоте еще рановато, а вот когда станут постарше, более осознанными, лет с десяти — уже нужно. Нас вот в школе финансовой грамоте не учили, нас жизнь учила. И все же, это хорошо, что задумались о таком в школе. Главное, чтобы интересно преподавали. Если мой Егор семейный бюджет после таких уроков рассчитает, я буду очень рада, еще и посоревнуемся с ним».
Что говорят эксперты
Тему обучения граждан финансовой грамоте активно обсуждали в начале июня на Петербургском Международном Экономическом Форуме. Одним из экспертов на сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости. Как пандемия изменила потребительское отношение» был губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Кстати, он единственный представлял регионы в пуле высокопоставленных федеральных спикеров финансового сектора. Алиханов доложил, что в области за год почти вдвое — с 45 до 70% выросло число жителей, которые задумываются о создании финансовой подушки безопасности, а объем вкладов по депозитам вырос на 13%.
«Могу сказать, в чем корни финансовой грамотности нашего региона: посмотрите на карту, мы окружены границами, чтобы что-то довести из Калининграда, например, до Воронежа и продать там, надо быть достаточно понимающим человеком, знающим законы и правила игры», — заявил губернатор.
На этой же сессии первый зампред Правительства России Антон Силуанов и глава Центробанка Эльвира Набиуллина «единым фронтом» выступили за то, чтобы сделать обучение финансовой грамотности обязательным для школ.
«Я согласен, начинать надо со школы. И мы вместе с ЦБ эту позицию активно проводим.
Как открыть дело — у нас этому же не учат, как хранить деньги, как не поддаваться на те предложения заманчивые, которые позволяют сразу обогатиться — всему этому нужно учить людей.
Вопрос финансовой грамотности — это вопрос финансового благополучия наших семей, и это должно рассматриваться как один из важнейших приоритетов нашей социальной политики», — сказал Антон Силуанов.
«Мы видим как в условиях пандемии изменились обстоятельства, установки. Люди понимают, что нужно иметь финансовые подушки безопасности, которые помогают в условиях падения доходов. Люди понимают, что им нужно свои сбережения в этот период сохранить, чтобы они не обесценились, начался активный поиск альтернатив на фондовом рынке.
Сейчас на фондовом рынке около 10 млн человек, причем, это люди и с небольшими доходами. И что мы увидели? Что у многих не хватает знаний и навыков для того, чтобы разбираться в сложных продуктах. На это наложилось недобросовестное поведение многих финансовых институтов.
Финансовая грамотность — это такой базовый процесс, который дает отдачу со временем, этим надо заниматься все время», — убеждена глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Не все российские специалисты согласны с тем, что финграмотность должна непременно стать обязательным предметом в школе. Некоторые, наоборот, опасаются, что проведение параллелей между инвестициями и игрой может подтолкнуть ребенка к ошибочным выводам о легкости зарабатывания и потери денег, и, в свою очередь, спровоцировать принятие неверных решений, когда вместо финансового успеха человеку будет грозить банкротство.
Так или иначе, дискуссии по этому поводу нет — обязательное преподавание финансовой грамотности в 1-9 классах уже закреплено в новых федеральных образовательных государственных стандартах и может начаться уже с 1 сентября нынешнего учебного года.
Ранее РБК Калининград писал, что среднестатистическому жителю Калининградской области необходимо 20,6 лет, чтобы накопить один миллион рублей. С таким показателем область занимает 53 место в рейтинге регионов России. По данным экспертов, 14,3% жителей области не смогут накопить миллион даже за 30 лет.