В Калининграде появились первые электротакси
До конца апреля на дороги Калининграда выйдут первые пятьдесят электромобилей «АмберАвто А5» местного производства. В четверг, 14 марта автоконцерн «Автотор» передал службе такси пять электрокаров. Специально для журналистов им устроили показательный тест-драйв на стадионе «Ростех-арена».
Для калининградцев и гостей региона поездки на экологичном транспорте будут доступны по всем тарифам: «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт +», говорит владелец таксопарка «Кениг-рент» Александр Навагин. Он планирует использовать автомобили в эко-каршеринге, а в летние месяцы предоставлять их в прокат туристам.
Собеседник признается: чтобы решиться на покупку электромобилей вместо обычных авто, он изучил опыт Нижнего Новгорода — первого российского города, где начали использовать электротакси. Александр уверен: за электромобилями будущее, но, считает, что об экономическом эффекте от использования такого транспорта говорить пока преждевременно, первые результаты будут видны только в ходе эксплуатации.
«Цифры я сейчас сказать не могу. По прошествии некоторого времени можно будет увидеть эффект, сравнить работу электромобиля с газовым авто», — объясняет владелец таксопарка. По его мнению, электрокар будет даже выгоднее.
Первая партия — на выход
Первые 200 автомобилей, вышедших в 2023 году с конвейера калининградского «Автотора» получили все документы в рамках необходимой сертификации.
«Были определенные сложности признания государством в виде постановки на номера. Это было непривычно для наших коллег, но они быстро сориентировались, разобрались, поэтому в этом году электромобиль полностью готов и к рынку, и к техническому обслуживанию. Компания «Автотор» несет обязательства по гарантийному обслуживанию, определен дилер в Калининграде, он отвечает за сервисное обслуживание», — рассказал вице-президент «Автотор» по локализации и аутсорсингу Дмитрий Чемакин.
По его словам, комплектующих будет в десятки раз меньше, чем в случае с бензиновыми автомобилями, и с поставщиками есть прямые контракты. Производители утверждают, что серьезных проблем с электромобилями возникнуть не должно. Допускают, правда, что могут быть технические проблемы с оптикой, например, в случае аварии.
«У автомобиля хорошие технические характеристики. Даже по калининградской погоде, мы уверены, что 300-350 км пробега на одной зарядке будут обеспечены», — уверен Чемакин.
Все это пока — в теории. Главный вопрос: сколько времени испытывали образцы электрокаров и что показали испытания.
Дмитрий Чемакин рассказал РБК Калининград, что в прошлом году опытная партия автомобилей была поставлена на полигон НАМИ (ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения — прим. ред). Именно там прошли «все необходимые» испытания, были получены свидетельства о безопасности и допуск к движению на дорогах общего пользования. В настоящее время завод тестирует каждый выпускаемый автомобиль на соответствие программным качествам.
Вице-президент «Автотора» уверен, что развитие рынка электромобилей сдерживает исключительно развитие инфраструктуры и недоверие потребителей.
«Сегодня мы это недоверие уменьшили и показали, что на электрокарах можно зарабатывать. Среди автомобилистов всегда было мнение, что в такси используются самые надежные марки авто. И то, что сегодня такси взяли электромобили в работу, о многом говорит», — заявил Чемакин.
Инфраструктуры нужно на порядок больше, убежден он. Но говорит, что темпы развития радуют.
Что с инфраструктурой
Доступность электрозарядных станций (ЭЗС) — важнейший фактор для любого автомобилиста, который планирует купить электрокар. Пока станций в регионе не хватает. Правда, в 2024 году в Калининградской области планируют установить рекордное количество — 22 электрозарядные станции. Для сравнения: за прошлый год появилось шесть новых: четыре от «Янтарьэнерго» и две от «Росатома».
На развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей с учетом федеральных субсидий их бюджета выделяется около 46 млн рублей.
Ожидается, что к концу года в самом западном регионе страны будут функционировать более 40 зарядок, причем не только в Калининграде. Например, в прошлом году ЭЗС появились в Гусеве, Советске, на Куршской косе. Планируется установить такие зарядки и на погранпереходах. Обещают организовать и хабы — большое скопление электрозарядок в одном месте, один из которых будет на острове Октябрьском. Сколько транспорта они смогут обслужить? В правительстве рассчитывают, что как минимум 20 автомобилей каждая.
Одна зарядка имеет три входа, то есть заряжаться от нее одновременно могут три автомобиля. Время быстрой зарядки — 30 минут.
Кроме того, власти хотят, чтобы кроме субсидированных зарядных станций в области появились и коммерческие. Как рассказал 14 марта журналистам заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков, сейчас правительство ведет переговоры с калининградскими предпринимателями, которые готовы ставить такие заправки, чтобы впоследствии на них зарабатывать. Пока, по мнению чиновника, такой бизнес как электрозаправка достаточно сложен и не приносит больших дивидендов.
Кстати, в прошлом году Калининградская область стала участницей пилотного проекта «Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей». Как рассказала РБК Калининград замминистра развития инфраструктуры региона Елена Орлова, в «пилот» наш регион попал во вторую волну. В первую волну вошли лишь девять регионов. А сегодня проект насчитывает уже 39 регионов — участников. В зависимости от территории и возможностей каждый заявляет то количество зарядных станций, которое сегодня может поставить.
Как писал РБК Калининград, для выпуска А5 используется максимальное количество локализованных компонентов (включая критически важные). Электродвигатели, инверторы, редукторы, электронные системы, аккумуляторные батареи и другие компоненты производитель собирается выпускать в 2024-2025 гг. на новых заводах, которые строятся в Калининградской области.
«Сейчас на российский рынок заходит очень большое количество марок, но в большинстве своем у этих брендов нет производственной базы, они все идут по чистому импорту. В случае каких-то политических, внешних изменений, большое количество этих марок могут просто развернуться и уйти с рынка. Поэтому я бы порекомендовал выбирать все же те бренды, которые имеют производственные мощности, локализацию. В частности, «Автотор» в этом случае один из лучших выходов», — уверен директор автодилерской компании «Отто Кар» Илья Фишкин.