«Спокойное плато» рынка труда. В промышленности региона не хватает кадров
В первые пять месяцев 2021 года темпы развития промышленного производства в Калининградской области выросли в среднем к аналогичному периоду прошлого года на 9,6%. По итогам мая индекс промышленного производства достиг 114,1% (рост 14,1%). Об этом сообщает Калининградстат.
Промышленность оживает, многие крупные предприятия региона начинают «доставать из-под сукна» отложенные из-за коронавируса инвестпроекты. Тем не менее, как считают сами промышленники, говорить о восстановлении прежних темпов пока рано — сейчас время адаптации и смены приоритетов, например, в сфере найма сотрудников.
2020 год обострил проблему дефицита трудовых ресурсов. С появлением в пандемию удаленной или гибридной занятости производствам стало сложнее конкурировать на рынке труда, им придется задуматься, чем привлечь работников, считает управляющий партнер рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова.
На круглом столе РБК Калининград она сообщила, что пока дефицит будет сохраняться.
«Это связано и с тем, что мы находимся в демографическом падении, когда нет притока персонала, но появляются новые сферы на рынке труда и перетягивают к себе».
По словам Воронцовой, сегодня на рынке труда установилось «спокойное плато», когда все компании региона предлагают плюс-минус одну и ту же зарплату в 30-35 тысяч рублей. «Это — средняя цифра по рынку, никто к нам не приходит.
Достаточно стабильная ситуация, но притока нет, персоналу неоткуда взяться. Это связано с ограничением движения (мобильности трудовых ресурсов — прим. РБК Калининград). И молодежь все меньше хочет работать в промышленном секторе, а предпочтет, например, быть дистанционным блогером», — продолжает эксперт.
На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, люди не могут найти работу, а с другой — предприятия не могут найти квалифицированных специалистов, подтвердила заместитель президента Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области, генеральный директор ООО «Виктел» Маргарита Сарапий.
«Сейчас промышленность требует более точечных знаний. На порядок выросли требования, идет рождение новых компетенций за счет их соединения», — полагает она.
В свою очередь, вице-президент холдинга АВТОТОР Дмитрий Чемакин убежден, что конкурентным преимуществом работы в промышленности является коллектив, внутри которого сотрудник может развиваться.
«На одном хайпе можно держать только какой-то минимум заработка. Значит, человеку нужно давать возможность развиваться профессионально. Но важно не просто обучить и дать работу. Нужно, чтобы человек, работая в коллективе, получал удовольствие. Вот это ощущение своего места — его не так просто найти внутри компании.
Для чего сегодня молодежи идти на завод? Это как логика старт-апов, которая всем понятна. Уровень зарплаты главного инженера, ведущего специалиста сегодня намного превышает среднюю зарплату по области.
А именно на передовых предприятиях можно и профессионально развиться, и работать на передовом оборудовании с передовыми наставниками. И, получив такую подготовку, дальше можно смело продолжать карьеру в любом месте», — рассуждает Чемакин.
На ряде предприятий янтарного кластера есть проблема воспроизводства уникальных компетенций. Если человека, владеющего ими, нет, то развитие бизнеса сразу попадает под угрозу.
«Мы сейчас развертываем Центр коллективного пользования, создаем инфраструктуру с возможностью проектирования ювелирных изделий, изготовлением прототипов и тиражирования их в массовку. И когда Башня Врангеля заработает в полную силу, после общей реконструкции, там должна быть акселерационная программа, которая создает малые бизнесы. И дальше появится развилка: либо молодые команды дизайнеров и ювелиров сами создают свой бизнес, либо они продают его компании, которая профессионально этим занимается. В сентябре постараемся запустить первую группу. Сейчас у нас есть на примете сейчас 10 компаний, которые достаточно малы, но имеют высокий потенциал для роста и готовность развиваться», — рассказал генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов.
Многие работодатели начали сами выращивать кадры.
«Мы понимаем, что должна быть преемственность от школы к вузу, поэтому нас есть специализированные классы — биологический и химический — которые мы финансируем в Школе будущего (МБОУ СОШ «Школа будущего» в Гурьевске — прим. РБК Калининград). Дальше — мы достаточно давно работаем с БФУ им. Канта в плане подготовки кадров по специальностям, которые нам нужны. Потому что пока единственный вуз, который их готовит, — это Санкт-Петербургская (государственная химико-фармацевтическая) академия», — рассказал собственник фармкомпании «Инфамед К» Андрей Горохов.
Полный текст о проблемах и точках роста промышленных предприятий региона, которые обсуждались на круглом столе РБК Калининград, опубликован на РБК+.