Глава портового элеватора: калининградское зерно пока не конкурентно в РФ
Два месяца в России действуют квоты на экспорт зерновых. А месяц назад правительство РФ ввело на вывоз в страны ЕАЭС таких культур как пшеница, меслин, рожь, ячмень и кукуруза. Калининградская область поставляет на экспорт порядка 40% урожая зерна. В новых условиях производители и переработчики вынуждены искать другие рынки сбыта. О том, как это отразится на потребителях и какой выход из ситуации видят сельхозкомпании, РБК Калининград поговорил с генеральным директором АО «Портовый элеватор» Еленой Зайцевой.
— Елена Ренадовна, зачем нужны введенные ограничения и что они означают для Калининградской области?
— Цели такого тарифного регулирования — продовольственная безопасность России. То есть, на фоне существенного роста цен на зерно на мировых рынках была поставлена задача остановить рост цен на зерно и на продукцию потребителей зерна. Это стратегическая, очень важная задача регулирования рынка.
Однако, для Калининградской области как региона, оторванного от основной территории России, который всегда производит больше зерна, чем потребляет, то есть, имеет профицит зерна около 40%, вопрос реализации остатков очень важен. Эксклавное положение значительно влияет на себестоимость нашей продукции, так как удобрения, средства защиты растений, ГСМ и другие грузы завозятся к нам через Литву и Беларусь, которые установили высокие железнодорожные тарифы. Таким образом, при вывозе на территорию Российской Федерации и прохождении тех же «транзитных барьеров», зерно будет стоить еще дороже, что не обеспечит его реализацию.
Единственный выход для калининградских товаропроизводителей — это экспорт зерна при обязательном удовлетворении спроса местных потребителей по ценам ниже рыночных
(сдерживании цен на внутреннем рынке). Тем более, что только в Калининградской области в акватории Балтийского моря есть действующие специализированные морские зерновые экспортные терминалы: наше предприятие АО «Портовый элеватор» и новейший экспортно-производственный комплекс ГК «СОДРУЖЕСТВО». В то же время, введенные пошлины, которые котируются еженедельно Минсельхозом РФ, и квоты значительно ограничили экспорт.
Внешние факторы, связанные с введением по отношению к России санкций Евросоюза, для острова РФ на Балтике означают существенное ограничение бизнеса!
Таким образом, резюмируя, скажу, что на реализацию профицита зерна в Калининградской области влияют: геополитическое положение, не дающее возможность вывоза излишков на основную территорию России, внутренние ограничение экспорта (пошлины и квоты) и международные санкции.
— Как в этом году складывается ситуация на международном зерновом рынке?
— Уже просматривается большой дефицит зерна во всем мире. И не только на севере Африки, куда обычно везут и где очень большое потребление, но и в Европе. Украина и Россия поставляли львиную долю зерна на мировой рынок. Аналитики говорят, что в США очень неважная ситуация, потому что там засуха, так же, как и на юге Канады. Так что ситуация с нехваткой продовольствия в новом сезоне будет очень серьезной.
— Получается, на фоне общемирового дефицита калининградское зерно будет пользоваться спросом?
— Не то слово!
— И можно будет диктовать цены?
— Условия и цены диктует рынок, биржа. Да и сейчас уже цены на пшеницу достаточно высокие. Введенные Правительством РФ ограничительные меры для экспорта Российского зерна должны были способствовать удержанию цен на внутреннем рынке. Что касается мировых цен, то на них большое влияние будет оказывать не только экономика, но и политика. Потому что на данный момент из того, что я слышу, читаю по вопросу экспорта одного из самых востребованных продуктов — зерна — решение, куда именно экспортировать будет принимать государство. Поживем-увидим. Но на самом деле, наше зерно будет очень востребованным.
—Значит, ограничения — благо. А для производителей?
— При введении в России ограничений для бизнеса, всегда нужно учитывать многие факторы влияния на рынок. Калининградская область — единственная заграничная территория России со сложившейся структурой и объективными геополитическими условиями ведения бизнеса, в том числе, сельскохозяйственного.
Повторю, произведенной в регионе продукции растениеводства всегда больше, чем область потребляет. Вывоз на основную территорию РФ невозможен из-за более высокой себестоимости и дорогого железнодорожного транзита через Литву и Беларусь. Наличие круглогодичной навигации и специализированных зерновых портовых элеваторов — это основания для свободного экспорта продукции, произведенной в Калининградской области. Нерешение этой задачи уже привело к серьезным проблемам с реализацией пшеницы и кукурузы прошлогоднего урожая. У многих производителей еще не продано зерно, следовательно, не исполнены обязательства по возврату кредитов и не реализованы планы на поддержание и развитие сельхозбизнеса.
— Что, на Ваш взгляд, в этой ситуации можно сделать?
— Наше калининградское сообщество не один раз предлагало разделить цены для внутреннего потребления и цены для продажи иностранным потребителям.
Если кто-то волнуется, что мы не сможем контролировать своих и иностранных покупателей, то это не так. Мы всех давно знаем, все на учете. И для них мы могли бы сохранить цены, чтобы не спровоцировать рост цен на внутреннюю продукцию — корма, хлебобулочные изделия, мясо и т.д. А остальное зерно, профицитное, мы просим разрешить вывозить в режиме свободного экспорта. Это было бы идеальным условием. У нас все отлично отслеживается, есть Торгово-промышленная палата и таможня, у которых есть методика определения товара, произведенного в Калининградской области. Вокруг Калининградской области — граница! Все грузы декларируются таможенными органами, без них ничего никуда вывезти невозможно. Поэтому механизм обеспечения производителей зерном по нормальным, невысоким ценам и свободный экспорт зерна, произведенного в Калининградской области, обеспечил бы продовольственную безопасность региона и способствовал бы развитию сельского хозяйства в эксклаве России.
— Получилась бы неплохая прибыль…
— Да, если бы нам дали возможность свободного экспорта при мировых высоких ценах на зерно, то
полученная экспортная выручка пошла бы на ввод новых земель в сельхозоборот, на мелиорацию земель, на закупку новой техники.
Это бы обеспечило работой всех стейкхолдеров экспорта зерна, включая портовые элеваторы, сохранило бы рабочие места и сняло бы социальную напряженность в сфере сельхозтоваропроизводителей. Учитывая существенный рост цен на удобрения, средства защиты, запчасти, ГСМ и других составляющих, экспортная выручка, полученная в полном объеме от свободного экспорта калининградского зерна, позволила бы хорошо подготовиться к следующему сезону. Калининградский зерновой клуб неоднократно об этом говорил и писал. Сельхозтоваропроизводителей Калининградской области значительно поддерживает региональное правительство, но решение вопроса по свободному экспорту для зерна, произведенного в Калининградской области, может решить только правительство России.
Ранее РБК Калининград сообщал, что АО «Портовый элеватор» с транспортниками и логистами сконцентрирована на поиске новых возможностей для работы в меняющихся экономических условиях. Прорабатывается возможность перевозки зерновых в Китай — по железной дороге и морем.