Рейс в месяц. Перевозчики — об очередях на границе и решениях проблемы
Очереди фур на границе Калининградской области с Литвой растянулась на несколько километров, и водители могут стоять в них по 10-12 суток. Из-за сложившейся ситуации региональные перевозчики совершают меньше 1 рейса в месяц, тогда как еще недавно этот показатель был в 4 раза выше. Накануне калининградские автотранспортные компании инициировали встречу, на которой рассказали о том, как выживают в ситуации с очередями на границе и предложили свои пути решения проблемы.
Причина очередей
Ухудшение ситуации перевозчики связывают не только с работой прибалтийских соседей, но и с сокращением числа погранпереходов.
«Литовская сторона работает из рук вон плохо, но это регулярно, годами. В этот раз побит рекорд. Это связано не только с плохой работой литовских служб, но и с закрытием остальных переходов. Сейчас работает фактически один», — цитирует «Клопс» гендиректора компании «Дельта Вест LTD» Светлану Паршину.
«Мы понимаем, что остались с одним погранпереходом. У нас был погранпереход в Советске, Краснознаменске и Чернышевском. Еще должен был открыться новый современный в Дубках, который должен был взять на себя основную нагрузку по пересечению грузовиками границы», — отметила руководитель.
Перевозчики говорят, что с ухудшением ситуации у них выросли и издержки. В том числе и за счет стоимости иностранных национальных страховок, которые должен получить перевозчик для транзита через территорию стран ЕС.
«Раньше страховка бралась на год, она была наша. Стоила она порядка 30 тыс. руб. на год. Сейчас на месяц она стоит 20 тыс. руб., если повезет. Литовская страховка на 2 недели стоит 25 тыс. руб. Если ты на день, на сутки в очереди задержался, как это произошло у меня, пришлось купить еще одну дополнительную страховку», — передает Руград слова Светланы Паншиной.
«Если бы не текущая ситуация, то за месяц можно было бы сделать 4 рейса. А сейчас — один. Но расходы на содержание водителя, страховку — они же сохраняются, а доходов нет». 277 евро — только страховка, чтобы проехать в одну сторону. Одно накладывается на другое. Из 100 тысяч, которые платят за перевозки, у меня лично не остается ничего, а нам говорят, что мы тут жируем», — говорит руководитель фирмы «ДФДС Логистик» Игорь Хвесюк.
Электронная очередь
Перевозчики сетуют на недоработанную систему электронного бронирования на погранпереходе в Чернышевском.
«Надо отдать должное: 25 ноября Росгранстрой принял меры, чтобы улучшить ситуацию. Он закрыл электронное бронирование на неделю, чтобы за эту неделю очередь рассосалась и пошла в нормальном режиме. Но это живая очередь, живой организм. Если Литва и дальше не принимает, то, естественно, она никуда не денется», — считает Светлана Паншина. Она отмечает, с возобновлением электронного бронирования на границе фактически сформировалось две очереди: «живая» и электронная.
Что предлагают
Доработать систему бронирования
Участники рынка предлагают доработать систему электронного бронирования. Речь идет об отмене удаленного электронного бронирования и сохранения его только для терминала, установленного на границе. В этом случае регистрацию смогут пройти водители, у которых на руках есть все необходимые документы.
Перевозчики также настаивают, чтобы в личный кабинет участников системы была добавлена опция отслеживания времени ожидания.
«Это позволит увидеть время, когда машина в электронную очередь встала, и весь процесс ее прохождения электронной очереди … Это позволит части машин и водителей находиться дома и отслеживать очередь удаленно. Это позволит иметь полную информацию о ситуации на границе», — объясняет Паншина и добавляет, что если эти меры и не уберут очереди полностью, то хотя бы улучшит ситуацию.
«Удаленно [талон] получают организации, которые свои машины еще не загрузили. Существует много вариантов: машина сломалась, груз не дошел… И получается отмена очереди. Получается, что мы не можем подстроиться под живой организм работы границы», —говорит Паншина и добавляет, что водители с такими изменениями смогут оставить фуру на границе и уехать в город, следя за продвижением, а не проводить 10–12 дней в кабине грузовика.
«Мы все так же поддерживаем, чтобы наши водители находились хотя бы дома. А не сидели в кабине, где нам надо соблюдать время труда и отдыха. Потому что, когда мы заезжаем на территорию литовской стороны, у нас обязательно это требуют. То же самое в Белоруссии», — добавляет собственник компании «МТ-Транс» Олег Молдованов.
Отменить транспортный налог
Предприниматели предлагают отменить транспортный налог, потому что нынешняя система компенсации, которая практикуется в регионе, доступна не всем.
«Почитайте перечень документов, это чистая бюрократия. Данные давно всем известны, в открытом доступе. Нам все про цифровизацию говорят, а надо большой пакет документов собрать, но главное — требования. Ключевое — для получения субсидии нужно к концу следующего года сохранить штат не менее 75%. Водители говорят: «Мы в таком дурдоме работать не будем» и уходят. Я выполнил все требования, получил эту субсидию, а потом люди уходят и возвращай назад эти деньги. Зачем мне такая субсидия. Это же не моя вина, что я не могу работать», — возмущается директор «ДФДС Логистик» Игорь Хвесюк.
Кроме того, перевозчики сетуют на то, что тратят достаточно денег, оплачивая проезд по федеральным или платным трассам. Есть расходы за перемещение через территорию соседних государств.
Альтернатива очередям
Контрейлерные перевозки
По мнению главы региона Антона Алиханова контрейлерные (комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки) и морские перевозки грузов могут стать альтернативой вывозу товаров грузовым транспортом из Калининградской области через Литву и решить проблему очередей на МАПП «Чернышевское».
«Что касается возможностей адаптации, то они есть. У нас уже не первый год существуют возможности так называемой контрейлерной перевозки, когда ты ставишь грузовик на платформу. Мы все реализовали, таможня реализовала соответствующие документы — контрейлерные перевозки возможны. <…> Плюс к этому у нас все-таки недозагружены на обратный ход в Петербург и Ленобласть большое количество кораблей», — комментировал ранее журналистам глава региона.
Предприниматели же боятся, что груз или сама машина могут попасть под санкции и зависнуть в Евросоюзе на неопределенный срок. Как быстро будут проводить осмотр и приниматься конкретные решения — непонятно. Кроме того, проезд на платформе стоит около 120 тысяч. Перевозчикам остается от контракта всего 30, что также их не устраивает.
Паромы
Транспортные предприятия жалуются, что не могут забронировать места на суднах, перевозчикам отказывают.
«Забронировать места на пароме мы не можем в последние два месяца: нам говорят, что они под нужды Калининградской области. Каким образом распределяют? Кидают лотерею? Или что? Нам, перевозчикам, непонятно, хотя должен быть равный доступ. В алгоритмах получения брони я до сих пор не разобрался», — говорит Игорь Хвесюк.
Регион без инвесторов
Такая логистика, по мнению гендиректора «МТ Транс» Олега Молдаванова отпугнет от региона потенциальных инвесторов.
«Мы приглашаем предприятия работать в нашей особой экономической зоне, а логистика у нас вся хромает. Бизнесмены первое, что будут считать, если они здесь откроются, как они продукцию свою будут вывозить. Они будут первое, что считать, — во сколько им будет обходиться вывоз, насколько они будут конкурентоспособны. Ну это же простые вещи. Ну как сюда приглашать, если у нас хромает логистика? И это страшно. Вот это нужно все подчищать, чтобы сюда шли инвесторы», — говорит он.
«Ущерб отрасли нарастает, компании действительно закрываются. По объявлениям мы видим, что компании распродают свои парки автомобилей», — подытожил руководитель Научно-образовательного центра развития транспорта и коммуникаций ООО «ЮНИКОМ Запад» Николай Харитошкин.
Как писал РБК Калининград, губернатор Антон Алиханов утверждает, что все, что сегодня происходит на границе с Литвой, является исключительно результатом недружественного поведения прибалтийской стороны.
«В частых разговорах с нами литовские пограничники прямо говорят, что у них просто указание сверху. <...>. Все разговоры литовских властей о том, что это делается в связи с каким-то более углубленным досмотром, ложь. Этот досмотр внедрен уже давно и он совсем не изменился. Просто не принимают машины на проверку и все», — комментировал он журналистам.