Заботкин: ЦБ в принятии решений исходит из гипотезы нейтральности денег
Центральный Банк России в принятии решений исходит из гипотезы долгосрочной нейтральности денег. Об этом, отвечая на вопрос РБК Калининград, заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров Банка России по ключевой ставке.
«Мы полностью разделяем постулаты долгосрочной нейтральности денег. Это один из самых общих результатов макроэкономической теории, он подтвержден многочисленными исследованиями, которые проводились на эту тему с конца 1960-х годов, когда он впервые был сформулирован. <...> Десятилетиями протестированный на других экономиках результат, подтверждается и на российских данных, что дает нам большую уверенность в том, что исходить из него в принятии наших решений — это правильно», — отметил Заботкин.
Он напомнил, что долгосрочная нейтральность денег — гипотеза о том, что изменение денежной массы способно повлиять на спрос и экономическую активность только на короткий период времени — в пределах нескольких кварталов. А за пределами этого временного отрезка, количество денег не влияет на реальные величины (ВВП, производительность труда) и отражается лишь на повышении цен.
Ранее экономисты МГУ Филипп Картаев и Алина Герелишина опубликовали статью «Долгосрочная нейтральность денег: наблюдается ли она в России?» в журнале «Экономическая политика». В ней они пришли к выводу, что деньги в России нейтральны и даже супернейтральны.
«Это значит, что денежная экспансия в долгосрочной перспективе, скорее всего, не приведет к увеличению производства, а выразится лишь в росте цен. Мы не выявили свидетельств работоспособности инвестиционного канала ненейтральности. Иными словами, аргумент в пользу агрессивного смягчения монетарной политики ради стимулирования инвестиционного экономического роста не подтверждается данными», — говорится в статье.
Для рекомендаций по экономической политике это означает, что обеспечение ценовой стабильности должно оставаться приоритетом денежно-кредитной политики Банка России.
«Если Центральный банк не может стимулировать долгосрочную динамику реального сектора, то его лучший вклад в создание условий для экономического роста — обеспечение низкой и стабильной инфляции», — пришли к выводу исследователи.
Отметим, на заседании 12 сентября Центробанк России снизил ключевую ставку на 100 б.п., с 18 до 17% годовых.
Экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста. В последние месяцы активизировался рост кредитования. Высокими остаются инфляционные ожидания, сообщил регулятор.
«Инфляция с начала года существенно снизилась, внешний спрос и экономическая активность замедлились. Это задает общее направление на снижение ставки. При этом инфляционные ожидания остались повышенными, корпоративное кредитование ускорилось, а неопределенность, в том числе связанная с решениями по бюджету, сохранилась. В этих условиях нам нужно действовать аккуратно при принятии решений, оценивая дальнейшую подстройку денежно-кредитных условий и реакцию рынков», — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Как писал РБК Калининград, в июле 2025 года годовая инфляция в Калининградской области снизилась до 10,4% после 11,8% в июне и 12,1% в мае. Показатель по региону превышает среднероссийские 8,8%.