«Год больших вопросов». Зубаревич оценила статистику Калининграда и РФ

Стали известны показатели ключевых отраслей экономики Калининградской области за 2024 год. Индекс промышленного производства, например, по сравнению с 2023 годом увеличился на 3,5%, а в обрабатывающих отраслях — на 3,9%. В сырьевом секторе, наоборот, произошло снижение на 2,2%. Оборот розничной торговли по итогам прошлого года вырос на 10,7%, а оборот общественного питания превысил уровень 2023 года только на 1,6% в сопоставимых ценах. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-декабре 2024 года выросла на 7,6% — в среднем она составляет 65,724 тыс. рублей. Такие данные за год публикует Калининградстат.
Калининградская область входит в число 11 регионов России, которые так и не вышли из спада, начавшегося в 2022 году. Такой вывод сегодня делает экономист Наталья Зубаревич, анализируя данные Росстата.
Осенью 2023 года Наталья Васильевна назвала калининградские вызовы «бешеными».
Полтора года спустя мы попросили ее оценить основные показатели социально-экономического развития по итогам 2024 года и рассказать о векторах 2025 года. Онлайн интервью с Зубаревич организовала редакция «РБК Регионы», а вопросы задавали редакции Санкт-Петербурга, Новосибирска, Юга (Кубань и Северный Кавказ), Приморья и Калининграда. Публикуем ответы на наши и некоторые общие для всех вопросы.
РОССИЯ: ХУЖЕ ВСЕГО ЭКСПОРТНЫМ ОТРАСЛЯМ
— Наталья Васильевна, вы уже комментировали разным интервьюерам официальные цифры по 2024 году — о том, что они получились немного странные: при общем тренде на охлаждение экономики данные слишком оптимистичны. Скажите, пожалуйста, есть ли регионы, где действительно идет реальный рост, кто вырос на ваш взгляд хорошо?
— Большинство. Я говорила о том, что в декабре очень странно как-то все замечательно заколосилось, хотя тренд по году был на понижение — это мы видели ежемесячно, ежеквартально. Если мы говорим про промышленность, то большинство регионов вышло из спада 2022 года. То есть,
данные 2021 года показывают, что только 11 регионов еще не вышли из этого спада. Это бедолаги северо-западные лесоперерабатывающие регионы: Карелия, Архангельск, это Калининградская область. С Калининградом перекрыт кислород и автопром рухнул, Карелия и Архангельская область — это леспром, Мурманская — там и удобрения были, вопросы по цветной металлургии. Не вышла из падения Сахалинская область, где так и не восстановилось ни производство газа, ни добыча нефти.
— Но вы же говорили, что год будет другим, более сложным. Означает ли это, что продолжение выхода из спада закончится?
— Давайте смотреть в динамике за три года российскую промышленность. В добывающей по 2024 году минус 1%, там праздника нет ни у кого кроме Якутии. Что мы можем сказать по обработке? Она разделилась на два куска: все, что было в экспортной отрасли — лесопереработка, цветная, черная металлургия, нефтехимия — там есть вопросы, все не здорово, то есть, падать может и не падает, кроме лесопереработки, но растет очень тухло. А вот все, что обрабатывающее, связанное с оборонкой… Ну слушайте, когда у вас за три года Курганская область и Удмуртия показывают рост в обрабатывающей промышленности 75%, вам о чем-то это говорит? Значит, мы будем смотреть, как в 2025 году будет финансироваться этот кусок экономики.
Пока нам сказали, при утверждении бюджета, что расходы федерального бюджета на национальную оборону вырастут на 25%. Значит, у них какие-то деньги будут. Даже если инфляция будет больше 10%, все равно это рост. У остальных видов деятельности, особенно экспортных, очень многое будет зависеть от того, санкции продолжатся или нет. Ни вы, ни я не знаем.
Поэтому 2025 год — это год больших вопросов по экспортным отраслям. И год пока еще понятного, может, меньшими темпами, но роста в отраслях, которые финансируются из бюджета. Вот и вся история.
— Другими словами, можно ждать торможения, замедления, но вы не ожидаете глубокого спада пока?
— Нет, я не вижу никаких оснований. Потому что рост на 4,5−4,6% в целом за год мощно обеспечен секторами, которые финансируются из бюджета. Нам уже все сказали про 2025-й год, что продолжат и увеличат, а вот про 2026-й я вам ничего не могу сказать. Хуже всего себя чувствуют все-таки отрасли, которые были экспортными.
В чем мы, например, в лесопереработке могли восстановиться: картон подогнали да, древесно-стружечные плиты подогнали, соответственно, производство кухонных, твердых мебельных изделий — да, они нашли нишу, но по основным-то видам, по целлюлозе, по пиловочнику — это ж был все экспорт, а он тормозит. И так по каждому виду. Если мы разбираем спрос внутренний, например, на нефтепродукты — он не больно-то растет. А экспорт поддавливается правительством и мерами санкционными, то есть, там история довольно сложная.
В отраслях внутреннего спроса, надо быть аккуратным. Смотрите, пищевка упала в этом году, потому что год неурожайный. Краснодарский край минус 4% в обрабатывающей промышленности, а там половина пищевая. Урожай зерна минус 15%, картошки минус 12%, соответственно, подсолнечника минус 4%, сахарной свеклы минус 21%. Просто стали меньше перерабатывать, и не потому что у людей денег нет, а потому что сырья стало меньше…
КАЛИНИНГРАД: БЕШЕНЫЕ ВЫЗОВЫ НИКУДА НЕ УШЛИ
— Наталья Васильевна, расскажите, что в Калининградской области происходит, почему она из спада не вышла? Получается, бешеные вызовы наши, о которых вы говорили осенью 2023-го, никуда не ушли?
— Никуда, никуда... Итак, Калининградская область. Если брать промышленное производство в 2024 году не к предыдущему году, а к 2021 — до всего еще, то минус 23%. «Автотор» не выпрыгнул, совершенно не выпрыгнул. И ваша стройиндустрия, которая тащит стройматериалы по всей стране с понятными ограничениями — или паромы, или лимитированный провоз по железной дороге, машинами нельзя — ну все, минус 23 процента за три года. Но, может, вас немножко греет цифра 2024 года к 2023 — там +3,5−4%, но это со дна, понимаете, упал и не отжался. По обрабатывающим отраслям промышленности вы тоже не выкарабкались: +4% — это очень мало, в стране +8,5%.
Вторая проблема Калининградской области: посыпались в 2024 году инвестиции — минус 17% по трем кварталам в реальном выражении. Значит, либо что-то достроили, либо стройка затормозилась. Слава богу, у вас нет провала по жилищному строительству — год закончили с цифрой ноль. Это значит, что, в отличие от Санкт-Петербурга, ваши девелоперы не зарывались и почувствовали заранее, что пахнет жареным, и очень аккуратненько дозировали объёмы ввода, чтобы не улететь. Поэтому они ушли в ноль, и у них пока как бы есть шанс не провалиться радикально.
Цены у вас очень тихонечко растут, но очень тихонечко. В четвертом квартале к третьему рост уже как по всей стране, 1,5-2%, всё затухло, то есть, уже ценою не догонишь падающие прибыли.
Я не могу понять, что у вас происходит с торговлей. Или неправильно считают ценовые индексы, но вы прёте, вы потребляете. Страна по торговле 7%, у вас 11%, страна по непродовольственной торговле 8%, у вас 15%... Что у вас происходит? Торговая статистика кривая, мы это знаем.
— Может, это туризм дал такой рост торговли?
— Да нет у вас большого притока туризма-то. В Питере ого-го, там не пройдешь не только по Невскому, а по куче других мест не пройдешь. А у вас я не понимаю… Я думаю, что или не доучитывают удорожание и провоз — вы же много ввозите на территорию региона, и просто вот индексы, по которым считают, не доучитывают повышение цен на многие виды товаров. Или вы стали отчаянно потреблять: живу сейчас, живу как последний день, но я не очень в это верю, потому что калининградцы все-таки рациональные люди.
Почему я с торговлей засомневалась — а у вас общепит почти не растет. По всей стране плюс 9% рост, а у вас 1,5%, значит, количество туристов относительно предыдущего года, мягко говоря, не выросло, потому что они значимые едоки, но их сильно больше не стало.
Если брать зарплату, то у вас среднероссийский рост, ничего не происходит. Но у вас интересная штука в бюджетах. И здесь у меня есть вопросы, но опять же, по трём кварталам года у меня данные, четвертого, к сожалению, пока нет. Так вот, когда я увидела, что у вас выросли доходы бюджета за три квартала в рублях на 22%, я крякнула, потому что в стране-то +9%. Что случилось? [Антон] Алиханов вам подкинуть из Минпромторга не мог точно. И дальше я смотрю, что у вас, как у всех, пошел вниз налог на прибыль, но он пошел и в Санкт-Петербурге вниз, потому что крупняк стал менее прибыльным, платят хуже. В Питере минус 11%, у вас минус 6%, по стране минус 12% по трем кварталам.
Но у вас вырос на 44% НДФЛ! Кто к вам приехал? Такого не может быть. По стране 24%. Я знаю, откуда такой рост на так называемых новых территориях: туда приехала чертова туча строителей, учителей, им платят очень хорошие деньги, чтобы они туда поехали. А у вас что случилось, всех военных перевели на зарплату? Так у них денежное довольствие, оно по-другому считается. Можете хоть как-то объяснить, в честь чего у вас праздник 44-процентного роста НДФЛ?
— Скорее всего, тут влияет деофшоризация, регистрация части резидентов из бывших офшоров в Калининграде на острове Октябрьском…
— Особая зона калининградская, в которую капитально прописались очень богатенькие буратино! Значит, региону повезло. А другого ответа нет, потому что это не военные. Там, знаете, что может быть? Даже не зарплата, это смешно, а туда входят бонусы, премии, дивиденды, а эти ребята — собственники, и у них, сами понимаете, какие дивиденды. Когда один раз [Алишер] Усманов прописался в Белгородской области, чтобы помочь — там у него Старооскольский металлургический комбинат, то НДФЛ Белгородской области вырос сразу на 50%! Правда, на следующий год он упал на те же самые проценты — видимо, помощь была одноразовой. Счастье вечным не бывает, мы уже поняли с вами эту аксиому.
И последнее, чем вас могу порадовать: о вас все-таки заботятся. Почти по всей стране трансферты, то есть безвозмездная помощь из федерального бюджета сократилась, а у вас +17%. Таки поняли, что ваши условия сильно ухудшились.
Или эти трансферты целевые — может, на строительство причальных стенок для паромов, еще для чего-то…
— У калининградского автопрома какие перспективы на этот год, как считаете?
— В январе прошлого года я была у вас и встречалась с заместителем руководителя «Автотора». Он мне расписывал золотые горы: что придут китайцы, что они с «Chery» уже договорились, и все пойдет, потому что в Китае столько не надо дизельных автомашин, и поэтому они придут их к нам собирать. Слушайте, но спад минус 23% за три года вам о чем-то говорит? Говорит, правильно? Идет сборка, но не «Chery», они подтащили какого-то китайца второго ряда, менее крупного.
И по объемам сборки мне говорили, что они аж будут, мол, 50 тысяч собирать, а дальше будут и 100 тысяч [машин]. Ну, позвольте сказать не верю. И про 50 сильно сомневалась, а уж про 100 ну просто от слова совсем.
У меня нет доступных данных, потому что, как вы знаете, производство конкретных видов продукции по регионам закрыто с 2007 года. Разговаривать с бизнесом, конечно, надо, но верить бизнесу не всегда правильно. Скажу так: что-то будут собирать обязательно, но у них нет оснований для того, чтобы разогнать сборку так мощно, как они хотели. Вот и вся история.
— Наталья Васильевна, а наш источник кадров — миграционный приток сохраняется? Год назад Вы говорили, что он снижается, но незначительно.
— По миграции статистика стала кривая! Она была плюсовая до сентября, пока считали по старой методологии, по бумагам, которые давало МВД. Потом была пауза месячная, и сейчас выкатили новые расчеты, от которых мы все припухли, потому что миграция по этим, это называется, электронным данным выросла в два с половиной раза! Поэтому я сейчас миграцию не комментирую.
Но сальдо миграции за три квартала было примерно сто двадцать тысяч человек, с учетом новых территорий — там тоже криво все считается. То есть, по году было бы 150−160 тысяч человек, а вот сейчас по январю-ноябрю они дают 460 тысяч человек сальдо — это невозможно, с этими данными невозможно работать. У вас по старым данным миграционный прирост сохранялся, но уменьшался в объемах.
— Есть драйверы хоть какие-то, которые, может быть, еще не заметил, бизнес?
— Фарма. Там, правда, все поделено, огромное лобби, чтобы попасть в список этих жизненно важных препаратов, которые гарантированно покупаются государством. Там идет драка между теми, кто работает на субстанциях Китая и Индии, и теми, кто уже начал и осваивает производство субстанций в России, то есть на исходниках, полный цикл внутри страны, их поддерживают. Но, в принципе, фарма перспективна. Население стареет, лекарства заграничные дико дорожают, правильно, потому что тащить тяжело и с курсом ничего не понятно. Третье, зависимость от импорта велика, и власти этого боятся. Ну, правда, не для Китая, но всё же. Всё это вместе, наверное, позволяет рассчитывать, что фарма как-то будет, ну, бежать быстрее.
Второй драйвер — это потребление. Не исключайте еду. Доходы выросли, кушают лучше, поэтому еда никуда не денется.
Дальше — внутренний туризм. Если не откроют авиаперевозки, чтобы не через Стамбул, то это внутренний туризм. Но понимаете, в чем дело… Вот можно по-русски скажу? Бизнес оборзел. От черноморского побережья до того же Алтая бешеные цены. Ну нельзя, нельзя рубить бабло в течение года, «козлёночком станешь». Значит, нужен урок на рынке. Когда их «стукнут по голове», когда и если поток уйдет еще опять на Турцию, Египет или дальше, посмотрим. Но потенциал для внутреннего туризма, конечно, есть.
2025 ГОД: РУБКА КОСТОВ И ТОРМОЖЕНИЕ РОСТА
— Каким для российской экономики будет 2025-й год?
Ну пока ожидания не очень хорошие.
Весь январь снега не было, что будет с зерном непонятно. Доходы населения пока растут, спрос растет, в большей мере он удовлетворяется импортом. Частичное импортозамещение российскими производителями происходит, но в тех секторах, где это сделать попроще, где есть выраженный спрос.
Мебельщики реально растут, но не в диванах — диваны не получаются, получаются кухонные шкафы и встроенные шкафы, для которых и берется вот этот ресурс. А то, что оборонка сохранит свой этот бешеный рост, ну слушайте, вы ж цифры видели. Так, производство прочих металлических изделий, кроме машин и оборудования — 35%. Производство компьютеров, электроники, оптических приборов — 30%. Производство, сейчас, прочей техники, там 30 опять с чем-то процентов. И производство спецодежды +60%. Ну вы всё ж поняли.
— Импортозамещение в гражданских отраслях частично есть, но мощным драйвером, который прямо вот заставляет бурно расти, такого мы не видим?
— Оборонка. Нет драйвера другого такого. Ну смотрите, восстановился легковой автопром. Но имеется в виду, он восстановился у «Автоваза», который вышел на проектную мощность. Как следствие, процентов на 30 и даже больше выросло производство шин для легковых автомобилей — это же сопряженная история. А производство шин для грузовиков — минус или около нуля, потому что там ничего не растет. Фармацевтика растет, там 18−19%, вот там импортозамещение происходит, это правда.
В 2025 году, скорее всего, гонка зарплат замедлится, потому что затухнет рост промышленный, столько работников нанимать уже не будут.
Второе. Получается ли технологический рывок, чтобы заместить живую силу на технику? Все жалуются на жуткие проблемы с попытками купить какие-то технологии, оборудование протащить и оплатить, поэтому получается не очень.
Вопрос, будет ли оборонка перетягивать кадры дальше. Она и так уже в три смены работает, так что в таком темпе перетягивать не сможет. Перестройка случилась во второй половине 2022 и 2023, в основном. Теперь про IT-шников. Что происходит в бизнесах? Тот же Сбер, тот же Яндекс начали отсекать неприбыльные секторы разработок, потому что они прекрасно понимают, что в 2025 году банковская прибыль сократится. А финансировались все эти разработки за счет базовой прибыли банков… Поэтому идет рубка костов, которая коснулась и IT-шников в тех секторах, которые не дают прямой прибыли.
— Эта рубка костов может коснуться других секторов экономики?
— Если затормозится рост торговли. Складские работники вряд ли, а там правда много мигрантов трудовых, если их опять дальше будут вышибать, значит будет расти спрос на российскую рабочую силу. Правильно? Стройка лежит, там можно расслабиться, расти она не будет, спрос не прогенерирует. Его генерирует торговля, складская деятельность, транспорт, который продолжает расти, потому что расстояния-то выросли. Там рост зарплат будет ожидаемо продолжаться. А вот в такси, например, где много трудовых мигрантов, киргизов пока держат, но если и по ним шашкой начнут рубить, тогда россияне потребуют других зарплат такси. А мы с вами как люди экономически рациональные, будем меньше пользоваться такси, потому что этот вид передвижения подорожает, поэтому рынок отрехтует через цену, через что-то еще, но уже снижается запрос вакансий. Посмотрите на Headhunter, они анализируют, уже столько предприятий и организаций не выкатывают запрос на рабочую силу, что-то поняли.
— То есть, это торможение роста…
— Другими словами,
бизнес так губу раскатывать не будет на дополнительную рабочую силу. Вот что есть, с тем и работай.
Держи своих предпенсионных работников, привлекай ранних пенсионных работников. Молодняк все равно не удержишь, они три раза в год меняют место работы и ищут, где им комфортнее. Их мало, а они выбирают. Поэтому просто бизнесу придется адаптироваться к новым условиям. И это тоже будет замедлять экономический рост.
Как писал РБК Калининград, три года назад, в конце марта 2022 года Наталья Зубаревич прогнозировала, что Калининградская область будет переживать этот кризис значительно тяжелее, чем другие регионы России.