В минцифры рассказали, как IoT и облака помогают гражданам
В Калининградской области начали использовать интернет вещей (IoT — от англ. Internet of Things — прим. РБК Калининград) и облачные сервисы, чтобы обеспечить безопасность жителей и упростить для них решение жизненных вопросов. О том, как это работает в разных сферах и отраслях, рассказал РБК Калининград министр цифровых технологий и связи региона Вадим Рыскаль.
1. Контрольно-надзорная деятельность в ЖКХ
«На улице Ялтинской и в Балтрайоне несколько многоквартирных домов оцифрованы — там установлены датчики, которые собирают информацию о протечках, температуре воздуха и влажности. Через региональную платформу сбора данных эти сведения передаются на федеральную платформу. Там есть личный кабинет регионального инспектора контрольно-надзорной деятельности, который, в случае поступления сигнала об отклонении от нормы, направляет данные в управляющую компанию через личный кабинет на ЕПГУ (Единый портал государственных услуг). Что это дает?
Потекла в подвале вода — допустим, порыв на сетях — никто еще об этом не знает, а датчик сработал. Раньше труба могла течь месяц, два и три, пока туда кто-нибудь не дойдет и не обнаружит, или не случится подтопления. Сейчас в течение 5-15 минут управляющая компания получает информацию об инциденте, направляет туда ремонтную бригаду, которая выясняет, почему датчик сработал и, в случае необходимости, устраняет причину.
Это — пример экономически эффективного использования решений облачной платформы», — рассказывает Вадим Рыскаль.
2. Архитектура и градостроение
«В регионе большое количество объектов культурного наследия, которые нужно охранять, следить за их состоянием. Датчики собирают информацию о вибрациях, трещинах и объективно показывают, в каком состоянии памятник, можно ли его дальше эксплуатировать или наступает, нарастает какой-то критический процесс, который можно ретроспективно посмотреть и принять решение, что делать дальше».
3. Аттракционы
«Колеса обозрения — у нас их три, включая новое «Глаз Балтики». На них поставили датчики вращения и анемометры (приборы для измерения скорости ветра — прим. РБК Калининград).
Если порыв ветра достигает 15 метров в секунду, аттракцион использовать нельзя. Как это было раньше? Колесо крутилось, кабинки качались... Сейчас есть объективные данные контроля: датчик сработал, сигнал получает не только владелец колеса, но и контрольно-надзорный орган, в данном случае Гостехнадзор.
Колесо докрутилось, всех выгрузили. Очевидно, что интернет вещей способен обеспечить безопасность граждан».
4. Скорая медпомощь
«Сейчас Москва очень гордится, что до конца года 30% бригад скорой помощи будут оснащены мобильными решениями. А для нас это уже — рутина: два года фельдшеры скорой медицинской помощи региона не выезжают на вызов без планшета под мышкой, где установлена информационная система, интегрированная с региональной медицинской системой. В ней есть данные обо всех жителях области, и когда врач едет на вызов, он по дороге смотрит электронную медицинскую карту пациента и заходит к больному полностью подготовленным к оказанию помощи, знает всю информацию о человеке».
В перспективе сфера применения цифровых технологий для оказания услуг населению будет постоянно расширяться, уточнил министр.
«До конца года в пилоте, а в следующем году практически 80% аэропортов страны будут оснащены системами контроля биометрических данных. Это — государственная система — облако, а регистрация человека на рейс — сфера применения технологии. Быстро, точно, конкретно. Не надо паспортов, очередей», — сказал, подводя итог, Вадим Рыскаль.
Ранее РБК Калининград писал, что до конца 2021 года в Калининградской области планируют перевести в электронный формат оказание 90 социальных услуг. Получить их можно будет через портал Госуслуг без посещения профильных госучреждений.