Экономист Ткаченко: российский эксклав утратил 10% промпроизводства

Индекс промышленного производства в Калининграде по сравнению с докризисным периодом по разным отраслям составляет от 89 до 91%. За три года российский эксклав утратил около 10% промышленного производства, несмотря на позитивную динамику официальной статистики. Состояние региональной экономики проанализировала профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко на межрегиональном деловом завтраке, организованном редакциями РБК Калининград и РБК Санкт-Петербург.
«Если мы посмотрим отраслевое развитие, мы видим, что движение индексов в принципе можно назвать разнонаправленным, потому что есть производство текстильных изделий, которое резко выросло на фоне спада производства одежды. Что это значит? Это значит, что отшивалась из текстиля не одежда, а продукция для военных нужд. Отшивается большое количество заказов, и эта отрасль, как и все отрасли, которые связаны с оборонкой, в целом демонстрируют приличный рост. Все остальное плавно и осторожно снижается», — объясняет Ткаченко.
Резкий всплеск производства наблюдается в металлургии — это результат работы «Автотора» и машиностроения в целом, считает эксперт.
Есть прирост и серьезный потенциал в сфере производства компьютеров и электроники, и он будет сохраняться за счет импортозамещения и высокого спроса этого сектора в оборонной промышленности.
В то же время, на фоне импортозамещения Калининградская область демонстрирует и технологическую деградацию, считает Ткаченко. Частично это связано с тем, что некоторые производства из Калининградской области перебазировались в другие регионы, причем это производства, которые как раз использовали высокие технологии.
«В условиях ограниченной логистики они сталкиваются с очень серьезными проблемами снабжения, и Московская область стала более привлекательной. Это характерно не только для Калининградской области, которая в уникальной ситуации находится. Петербург сейчас оказался на задворках логистического мира, он перестал быть перекрестком миров. Сейчас перекресток миров — это Москва и Новосибирск. И поэтому производство, которое необходимо в быстрой логистике, идет туда, где есть эта быстрая логистика. Центр современного логистического мира, по сути, перемещается в Новосибирск от нас. И перемещение происходит очень быстро. Даже некоторое оживление нашего торгового оборота через портовое хозяйство не дает нам необходимых темпов восстановления», — продолжает Елена Ткаченко.
По ее мнению, еще одной точкой роста российского эксклава является туризм. Доход от него получает достаточно большая доля населения и на уровне индивидуального предпринимательства или самозанятости. По мнению экономиста, турист сюда едет за маленькой Европой при недоступности большой. Еще один город в России, который выиграл точно так же, как Калининград, — это Выборг, который буквально сорвал джекпот на фоне закрытия Финляндии.
«Сейчас в Калининградской области имеет потенциал для развития то, что можно везти морем или самолетом. То, для чего требуются другие виды транспорта, к сожалению, будет уходить в другие регионы, потому что перспектив развития на ближайшее время нет. Ну если только не будет принято какое-то резкое геополитическое решение по прокладыванию коридора в Калининград», — подытожила Елена Ткаченко.
Как писал РБК Калининград, в декабре прошлого года Калининградская область улучшила свои позиции в рейтинге топ-35 субъектов РФ по экономическому потенциалу. По итогам третьего квартала 2024 года регион занимает 24 место. Для сравнения: во втором квартале он был на 33 позиции.