Министр о турсезоне: в регионе растет загрузка отелей и цены проживания
Высокий туристический сезон в Калининградской области с каждым годом начинается все раньше. В этом году он уже стартовал. По данным министерства по культуре и туризму региона, в конце марта — начале апреля в местных отелях наблюдался существенный прирост бронирований. На предстоящие длинные майские праздники власти ожидают на 5% больше туристов, чем в тот же период в прошлом году. Уже сегодня забронировано 65% мест в гостиницах, рассказал РБК Калининград глава ведомства Андрей Ермак.
Загрузка и бронирования
«Следует отметить существенно увеличившуюся относительно предыдущего года глубину бронирования: в среднем свой отпуск в регионе гости планируют за 35-40 дней до даты заезда», — сообщил он.
43-45% мест в калининградских отелях уже забронированы на первый месяц лета. К длинным майским праздникам загрузка коллективных средств в Калининграде и побережье, по прогнозам властей, превысит 80%.
«В период с мая по сентябрь 2024 года ожидается до 1, 2 млн туристических поездок в регион, то есть на 5% больше, чем в мае-сентябре прошлого года. Полагаем, что по итогам года средняя загрузка коллективных средств размещения также достигнет 80%», — продолжил чиновник.
Цены
При этом стоимость проживания в трехзвездочных гостиницах за год увеличилась до 15-20%, а стоимость номера в 4 и 5-звездочных отелях подорожала на 5-7%.
«На данный момент гостиницы категории «3 звезды» туристы бронируют по цене около 7 300 руб. за ночь в мае и 9 800 руб. в июле-августе. Гостиницы категории 4 и 5 звезд бронируют по цене 13 200 руб. в мае и 14 400 руб. в июле-августе. Средняя продолжительность проживания — 3-4 дня», — комментирует Андрей Ермак.
По его мнению, пик сезона придется на июль—август. Учитывая, что около 40% номерного фонда классифицированных гостиниц располагается в Калининграде и еще около 40% в Зеленоградске и Светлогорске, летом нагрузка на инфраструктуру этих городов будет максимальной.
Напомним, в июле прошлого года зеленоградцы и гости города жаловались в соцсетях на отсутствие в кранах водопроводной воды.
Местные власти тогда объяснили ситуацию сильной жарой и большим наплывом отдыхающих на побережье.
Приоритет востоку
Чтобы сгладить сезонность и «разгрузить» административный центр и побережье, региональные власти намерены продолжать делать акцент на восток региона. Это означает, что в среднесрочной перспективе там будут развивать инфраструктуру и индустрию гостеприимства. Одним из инструментов для этого Ермак назвал программу «Финансирование проектов по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот Калининградской области». В ее рамках поддержку получили 18 проектов, больше половины из которых реализуются как раз в муниципалитетах на востоке области — в Советске, Немане, Гвардейске, Гусеве, Черняховске и Правдинском районе.
Кстати, директор национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина ранее заявлял, что создание второго в регионе национального парка («Виштынец» — прим. ред.) поможет перераспределить часть турпотока на восток.
Как добраться до эксклава
Сегодня аэропорт «Храброво» по объему пассажирских перевозок на территории Северо-Западного федерального округа уступает только аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге. В первом квартале внутри страны через калининградскую воздушную гавань перевезли 760,5 тыс. человек, что на 12,7% больше прошлого года.
Главным инструментом развития региональной маршрутной сети остаются программы субсидирования. Из федерального бюджета выделяются деньги на воздушные перевозки из Республики Крым, Калининграда и Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. В рамках программы субсидирования региональных воздушных перевозок в местном бюджете предусмотрены 47 млн руб. на возмещение авиаперевозчикам части недополученных доходов от осуществления регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа.
Пока продажа субсидированных билетов в/из Калининграда остается замороженной. Это временное ограничение федеральные власти ввели на время, пока Минтранс России меняет программу льготных перелетов. После ее пересмотра власти намерены распространить субсидии на авиаперелеты на всех жителей с калининградской пропиской, а также студентов, которые учатся в местных вузах.
Руководство области допускает, что авиасубсидии на калининградцев начнут действовать с 1 мая.
Пока альтернативой самолетам может стать железная дорога. По рельсам в Калининград можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Адлера, при этом в столицу курсирует два поезда. За первый квартал этого года поездами дальнего следования в регион приехали 73,8 тыс. человек, что на 52,7% больше, чем за первые три месяца прошлого года. Министр отмечает, поезда стали ходить чаще, возможностей добраться до российского эксклава у туристов стало больше. Но здесь рост пассажиропотока существенно ограничивает установленная литовской стороной максимально допустимая квота в 300 мест в одном российском поезде.
Андрей Ермак уверен, что пропускная способность основных двух точек входа в регион — аэропорта Храброво и железной дороги — существенно сдерживает рост туристического потока. Впрочем, власти области уже не раз заявляли, что его увеличение не является самоцелью и что главное не количество туристов, а их вклад в экономику региона, то есть, траты гостей в российском эксклаве.
Как писал РБК Калининград, с начала 2023 года туристы оставили в агентствах и у гидов Калининградской области три миллиарда рублей.
Ранее министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак сообщил, что летом 2023 года Калининградскую область посетило порядка 800 тысяч туристов. Это на 9,2% больше, чем в июне-августе 2022 года. В летние месяцы гостиницы региона были загружены в среднем на 78%. Самая большая загрузка — 98-99%— была в прибрежных городах, в Калининграде — 90%.