«Готовы работать в маске и в каске». Ожидания на фоне спада COVID
С конца февраля в Калининградской области постепенно уменьшается суточное число пациентов с подтвержденным коронавирусом. На фоне этого снижения, а также приближающегося туристического сезона местная сфера обслуживания находится «на низком старте»: предприниматели ждут ослабления ограничений и возможности начать работать в полную силу. РБК Калининград поговорил с бизнесменами о том, как восстанавливаются их компании и с какими сложностями при этом сталкиваются.
Ивент-индустрия
Ивент-индустрия понемногу начинает «приходить в себя». Банкеты, дни рождения, корпоративы все еще находятся под запретом, а заказчики не готовы идти на риски, но крупные билетные мероприятия набирают обороты. Недавно власти разрешили увеличить заполняемость залов с 50 до 70%.
«Это дает небольшой толчок. Деньги копеечные, но процесс потихоньку идет. Людям уже надоело сидеть дома, они готовы выходить куда-то. Если человека долго мучить, он в один момент скажет “хватит, перестаньте, я уже на все готов”. Люди вроде не боятся коронавируса, готовы в масках сидеть полтора часа, пока идет какой-то спектакль, концерт. Плюс, у нас еще будет турсезон. В Светлогорске загрузка бешеная — через день, в выходные концерты. Такого количества мероприятий никогда раньше не было, но с другой стороны, и туристов не было в таком количестве», — рассказал владелец компании «Калининград Event» Михаил Шрамко.
С другой стороны, по его словам, до сих пор велик процент людей, которые предпочитают не посещать концерты из-за боязни заразиться COVID-19.
«Ситуация такая, какая есть. Уже сложно оценивать после всего, хорошо это или плохо. Так скажем, лучшем чем было, но далеко от идеала. Нет такого понятия, что ждем снятия ограничений, как будет так будет», — заключил бизнесмен.
Общепит
В декабре прошлого года калининградское объединение Kaliningrad Street Food отреагировало на события вокруг запрета проведения новогодних гастрономических мероприятий в регионе и даже распространило заявление о том, что движение может прекратить своё существование. В документе говорилось, что предприниматели, организующие уличные стрит-фуд мероприятия, оказались в ситуации, когда поставлены под удар их выстроенные годами взаимоотношения с регулирующими и контролирующими органами.
Прошло три месяца, но ситуация не изменилась, говорит глава объединения, организатор фестиваля Street Food Александр Исаев. «Конечно, ждем смягчения ограничений. Мы сейчас находимся в тяжелой ситуации, в поисках денег для того чтобы работать. Сейчас живем, в основном, надеждами. У нас запланированы мероприятия, и на данный момент мы сделали все возможное, чтобы их не отменить. Даже если вдруг неожиданно мы не сможем получить гарантий их проведения, мы не отменим, а перенесем. В прошлом году нам пришлось отменять мероприятия, это очень сильно ударило по нам. В этом году мы можем планировать не отмену, а перенос. Мы в подвешенном состоянии находимся. Я думаю, что это вопрос ближайшего времени, когда станет более менее понятно, какие у нас перспективы. Сейчас перспективы похожи скорее на надежды, а не на перспективы. Наши участники настолько долго сидели без работы, что готовы хоть завтра выходить. Все хотят работать, но не все наших руках», — заявил Исаев.
Рестораторы более оптимистичны и ожидают, что в апреле-мае запреты смягчат. «Статистика падает и уже ряд ограничений сняли, что нам существенно помогло. Но основное, чего мы ждем, что нам разрешат работать на 100% загрузку в ресторане. Это повлечет за собой позитивные моменты, в том числе экономические», — уверен учредитель и шеф-повар гастробара «Соль» и ресторана Seasons Павел Борисенко.
Детский отдых
А вот сфера детского отдыха в регионе далека и от восстановления, и от надежд на него. В конце прошлого года федеральный Роспотребнадзор продлил до 1 января 2022 года санитарные правила, введенные на период пандемии для детских садов, школ, лагерей и учреждений дополнительного образования. Эти меры запрещают мероприятия с участием нескольких классов или групп, обязывают измерять температуру и проводить усиленную уборку.
Ограничения, а также опасения родителей и учителей подхватить вирус привели к тому, что дети стали реже ездить на экскурсии, а их стоимость выросла, поскольку в автобусах теперь нельзя перевозить учеников разных классов, говорят представители отрасли.
«Дети уже устали от этого всего онлайн, им хочется поездить на экскурсии. Я думаю, что будут востребованы какие-то экскурсии и интерактивы на свежем воздухе. <...> Русские ничего не боятся, как только солнышко выйдет, все поедут отдыхать. Поедут путешествовать по России. К нам поток туристов будет даже больше, чем в прошлом году, потому что все узнали про Калининградскую область. Мы ожидаем гораздо большее количество гостей, чем в прошлом году, к этому нужно быть готовыми. Все будет хорошо, главное, идти дальше и не впадать в панику», — комментирует руководитель агентства «Профи-тур» Наталья Казакова.
Спад потока клиентов отмечают и в «Музее занимательных наук Эйнштейна». Музей ориентирован на внутренний, а не туристический рынок — в основном, на школьные автобусные экскурсии. Сейчас их себе могут позволить только те учебные заведения, у которых есть свой собственный транспорт.
«Оптимизм определенный есть, но, скажем так, осторожный оптимизм, потому что видела распоряжение, что до 1 января 2022 года массовые мероприятия запрещены.
Если поедет автобус из школы, то детей из разных классов посадить в него нельзя, а из одного класса можно. Но автобус рассчитан на 43 места, и не всегда весь класс едет в полном составе. Я не меняю цену, но общая цена посещения вырастет из-за автобусов. Многие скажут “мы никуда не поедем”.
В плане организованных школьных экскурсий оптимизм очень скромный», — пояснила владелица музея Наталья Азаренко.
Она отметила, что для соблюдения требований Роспотребнадзора и обработки помещений пришлось ввести повременную систему сеансов.
«Мы прекрасно понимаем, что ограничение не больше 5 человек на экскурсовода еще не отменены, хотя многие нарушают. Мне нарушать некуда. Если, не дай бог, какой штраф, я уже не оклемаюсь.
Сеансы и такой подход ограничивают посетителей. Одно дело, когда я прихожу, когда мне удобно, а другое, когда мне говорят “приходите к 12, позвоните предварительно, уточните”. Это снижает входящий порог. Я очень жду, что вот это ограничение будет в первую очередь снято. Мы готовы работать в маске, каске, обрабатывать огнем, водой и чем угодно.
Но если мы сможем отказаться от системы сеансов, жить будет легче», — считает предпринимательница.
Еще одним источником дохода для музея были частные мероприятия — детские дни рождения и празднования окончания учебного года, например.
«Оптимизм есть, но очень осторожный. Если каждый раз к сезону стараешься что-то новое купить, сделать новые программы, то сейчас думаешь. вкладывать ли в новые программы и экспонаты. Осторожный оптимизм и боязнь тратить деньги», — сказала Наталья Азаренко.
Как писал РБК Калининград, правительство области выделит из резервного фонда 3 млн рублей на возмещение недополученных доходов малому и среднему бизнесу, пострадавшему из-за пандемии коронавируса. Выплаты до 1 апреля текущего года должно произвести министерство социальной политики региона. По условиям, финансовая помощь будет оказываться компаниям, численность сотрудников в которых не превышает 15 человек.