Калининградский эксперт — о перспективах автомобильного рынка
Запасов новых автомобилей в России хватит, как минимум, на ближайшие полгода. Однако в ситуации ухода зарубежных производителей с российского рынка, параллельный импорт машин вряд ли станет хорошим выходом. Такое мнение в эфире радио «Business FM Калининград» высказал генеральный директор группы компаний «Отто Кар» Илья Фишкин.
Сегодня ситуация со складскими запасами новых машин «не такая критическая, как могла бы быть», говорит эксперт. Так, на складах у дилеров достаточно большое количество автомобилей Kia, минимальные остатки Skoda и Volkswagen также есть.
«Машин, с точки зрения складских остатков, немного, но, не буду лукавить, рынок не способствует сейчас большим продажам. Я бы сказал, машины на ближайшие полгода еще останутся в продаже. <...> Рынок схлопнулся. На это повлияли несколько причин. Во-первых, сильное удорожание автомобилей в марте. Дальше люди оказались в ситуации, когда начали задумываться, стоит ли делать такие покупки, как автомобиль. К тому же большое значение имеет неуверенность людей в их завтрашнем дне, касаемо работы, поэтому люди и хотели бы купить, но они, я полагаю, ждут, смотрят какая ситуация, думают, что автомобили подешевеют, что-то изменится», — поясняет Фишкин.
После ухода иностранных автопроизводителей, рынок видел выход в параллельном импорте автомобилей и запчастей. Гендиректор «Отто Кар», напротив, не считает это правильным решением.
«Я бы поостерегся говорить о том, что этот рынок [параллельного импорта автомобилей] будет иметь будущее, будет иметь какое-то цивилизованное понимание в этом смысле. В ситуации с запасными частями проще, потому что большое количество игроков начинает спокойно завозить запчасти, появляется конкуренция, и в итоге выигрывает потребитель.
Я вижу, что из достаточно цивилизованного рынка, мы превращаемся в такой базар. Раньше существовал дистрибьютор, который ввозил автомобили, и он был один, он распределял эти автомобили по своим дилерам. Сейчас возникла ситуация, что начинают завозить автомобили непонятно откуда и не понятно какого качества», — отмечает Фишкин.
Кроме того, покупка нового автомобиля на зарубежных рынках не дает никаких гарантий новому владельцу, поскольку гарантийные обязательства производителя в этом случае не распространяются на Россию.
«Может с точки зрения цены это немного дешевле, чем цены на машины, которые произвели здесь. Но мало ли какие проблемы возникают, и человек остается с ними один на один», — говорит эксперт.
Фишкин отмечает, что из трех тысяч дилеров в России, около 30% перешли на работу с китайскими брендами.
«Есть три или четыре самых сильных бренда в Китае, которые делают самые большие продажи, в том числе, и в Китае. Они не сообо представлены в Европе и других странах. Проблема по большому счету заключается в том, что они тоже не особо активничают с продажами, полагаю, что они тоже присматриваются. Если говорить о том, куда дальше будет развиваться ситуация, не факт, что эти бренды станут основой продаж. Мне кажется, что нас ждут марки-ноунеймы, у которых мы даже название не знаем, и они могут тоже занять большую долю нашего российского рынка. Думаю, все будет зависеть от санкций, с которыми наша страна будет сталкиваться, и, возможно, что эти несколько лидеров китайского рынка столкнуться с дилеммой — продавать в России или нет», — поясняет он.
Говоря о возрождении так называемых перегонщиков, Фишкин отметил, что и на этом направлении возникли сложности.
«В Европе тоже наблюдается дефицит и новых машин, и машин с пробегом. Это очень большая проблема сейчас. Того объема, на который можно было бы рассчитывать, его тоже там нет. [Кроме того], невозможно по визе выехать, визы не открывают. Та река автомобилей, что шла через Калининград, сейчас это маленький-маленький ручеек. Тем не менее, машины поступают, и, наверняка, будут поступать. Скорее всего, Калининград точно не останется без автомобилей», — считает бизнесмен.
Что дальше?
Фишкин описывает текущую ситуацию как «рынок покупателя, а не продавца», потому что машин немного, но покупателей еще меньше, люди хотят купить автомобиль, но притаились, хотят посмотреть, что будет дальше.
«Рано или поздно рынок придет в равновесное состояние. Порекомендовать хотел людям, которые хотят купить машину: будьте внимательны в силу того, что очень много автомобилей, которые заходят из других стран, имеют непонятную историю. Обращайте внимание на эти вещи, не расслабляйтесь, если увидите дешевую цену», — советует эксперт.
Он отметил, что если автомобиль становится материально накладным для своего владельца, то в этом случае от него лучше избавиться. Но если машина не вытягивает из хозяина деньги, то в этой ситуации Фишкин советует продолжать обслуживать его и «подождать каких-то понятных времен».
Как писал РБК Калининград, среднестатистическому жителю области надо копить 8,8 лет чтобы купить новый автомобиль, при условии, если он будет откладывать половину зарплаты на вклад под 7,5%. С таким показателем область заняла 47 место среди регионов России. На подержанную машину калининградцы смогут накопить при тех же условиях за 5,3 года.