Вывод земель в тиши кабинетов. Губернатор опубликовал «Разбор полетов»
Участок на пересечении улиц Александра Невского и Литовского вала в центре Калининграда — яркий пример мошеннической схемы вывода из собственности городских земель. О том, как эта схема применялась в областном центре подробно рассказал губернатор Антон Алиханов в шестом ролике своей Instagram-серии под названием «Разбор полетов».
В центре сюжета — история о подстанции, которая располагается на перекрестке Невского-Литовский вал. Ее площадь — порядка 220 кв.метров плюс площадь земли под ней — порядка 400 кв.метров.
1. В 2011 году объект закрепили на праве оперативного управления за МУП «КалининградГорТранс».
2. В 2015 году к этому небольшому участку в 400 с лишним кв.метров присоединен прилегающий участок площадью почти 4800 кв.метров. У «ГорТранса» на праве постоянного бессрочного пользования получилось 5200 кв.метров земли в центре Калининграда.
3. Тогда же была проведена проверка, технологическое обследование этой подстанции и сделан вывод о том, что необходимо ее срочно реконструировать. Затраты на реализацию работ оценивались примерно в 15 млн рублей.
4. В июле 2016 года, во время подготовки к ЧМ по футболу один из членов правительства КО обратился в мэрию с просьбой дать указание благоустроить эту территорию в историческом центре.
5. В ноябре 2016 года «КалининградГорТранс» обратился в мэрию Калининграда с прошением согласовать им договор простого товарищества с неким юридическим лицом.
«Суть договора сводится к следующему: Гортранс обеспечивает строительство новой подстанции — подготовить проект, купить оборудование, софинансировать стройку, не сказано даже в каких объемах, может быть, и в 100%-ном объеме — и ввести ее в эксплуатацию. В чем же тогда обязательства этого ООО? Они сводились к организации процессов. [...] Вклады участников — вот то, что я говорил по организации процессов и то, что должен был сделать «ГорТранс», они оценивались — эта работа 16 млн рублей и работа «ГорТранса» также в 16 млн рублей. Напомню, что «ГорТранс» оценил всю реконструкцию подстанции в 15 млн рублей в свое время. Вот, видите, вдруг цифра выросла вдвое, хотя не очень понятно, несли ли какие-то расходы товарищи, которые представляли юридическое лицо», — рассказывает губернатор.
«Если вам непонятно, зачем это нужно было юрлицу, этому ООО — я объясню. Все просто. Дело в распределении результатов реализации проекта. В результате его реализации ООО получало старое здание подстанции, ну и, собственно говоря, земельный участок под ним. С измененным, как мы помним, видом разрешенного использования. И получало оно его за бесплатно, без торгов и других процедур, не надо ничего выкупать. Без публичных процедур вывести его из городской собственности и дать возможность застраивать его «Бургер-Кингом» или каким-нибудь торговым центром, это уж как пойдет», — резюмировал он.
6. Договор согласовали два заместителя главы администрации города. Он был заключен в феврале 2017 года
7. Договор был расторгнут в июне 2019 года по инициативе Антона Алиханова
«Для меня, честно говоря, было открытием, что помимо различных схем выкупа за 2% от кадастровой стоимости, за 15% от кадастровой стоимости дорогих и дорогущих земельных участков, оказывается, можно еще заключать вообще в тиши кабинетов, чтоб никто даже знать не знал об этом, инвестиционные договора, суть инвестиций в которых совсем не ясна, и передавать это неким юридическим лицам для реализации бизнес-проектов».
8. Подстанция до сих пор работает и технологически вполне соответствует всем требованиям и обеспечивает город электричеством. Участок станет сквером и в Генплане будет переведен в соответствующую категорию.
Ранее РБК Калининград писал о пятом ролике из серии «Разбор полётов» губернатора. Он рассказывал о том, что агентство, которое размещало рекламные растяжки на опорах электротранспорта, за пять лет заработало около полумиллиарда рублей. Опоры принадлежали «Калининград-ГорТрансу», который сдавал их в аренду за 900 рублей в месяц. Но чтобы разместить там объявление, нужно было купить рекламное место в известном агентстве за 20 или 30 тысяч рублей в месяц.