Перейти к основному контенту
Обзоры РБК Калининград ,  
0 

Шампиньоны и вешенки: куда расти грибному бизнесу в Калининграде

6 августа — очередная годовщина продовольственного эмбарго. Начав с продуктов первой необходимости, спустя три года импортозамещение добралось и до весьма специфических позиций — к примеру, грибов
Фото: Роман Родионов
Фото: Роман Родионов

Как после дождя

В досанкционные времена 90% внутриобластного рынка товарных грибов приходилось на польские шампиньоны. Они были качественными и недорогими, однако их исчезновение с прилавков сетевых магазинов прошло для ритейлеров безболезненно: не те объемы продаж. Грибная ниша осталась пустой, и спустя некоторое время нашлись желающие ее занять.

Темпы роста грибной индустрии впечатляют. В промышленных масштабах грибы на территории региона начали выращивать лишь в прошлом году: тогда было произведено 67 тонн. По данным пресс-службы областного правительства, в этом году на начало августа урожай составил уже 297 тонн.

Импортозамещение в этом секторе стартовало с шампиньонов, и в прошлом году их доля составила в общем объеме 99%. Крупнейшим производителем шампиньонов стало ООО «Аквамарин» из Багратионовского района. Первая очередь производственного комплекса обеспечивает около 30 тонн грибов в месяц. По словам гендиректора предприятия Валерия Овчаренко, дневной сбор здесь составляет от 0,5 до 2,5 тонны.

В 2017-м к шампиньонам присоединились вешенки. Самый заметный игрок на этом поле — озерский агрокомплекс «Веедерн», принадлежащий экс-мэру Москвы Юрию Лужкову. По сообщению пресс-службы предприятия, дневной урожай здесь составляет в среднем 200 килограммов. Для сравнения: дневной сбор одного из конкурирующих ИП — Татьяны Леонтьевой, хозяйство которой находится неподалеку от Знаменска, — составляет в день 60–70 килограммов.

Срезанные грибы попадают на прилавки по-разному. К примеру, багратионовский «Аквамарин» сбывает продукцию оптом — «дилеру». Тот, в свою очередь, снабжает шампиньонами базы, торговые сети и общепит. «Ипэшники» фасуют и развозят продукцию по торговым точкам самостоятельно.

Грибы-конкуренты

Грибы в продаже, в общем, есть. Знающие люди утверждают, что на продуктовых рынках как минимум половина всех шампиньонов — польские, попавшие в область через Белоруссию либо по контрабандным схемам. В торговых сетях все поставщики местные. По словам гендиректора розничной сети «СПАР-Калининград» Елены Кайшевой, свежие грибы в их магазинах продаются постоянно. Спрос на них стабилен, но при этом он не составляет «сколь-либо существенного объема в обороте как сети, так и товарной группы».

«В настоящее время нас обеспечивают поставщики из Калининградской области: два по вешенке, три по шампиньонам», — говорит Елена Кайшева.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Татьяна Леонтьева — один из упомянутых поставщиков. По ее словам, производимый ИП объем продукции позволяет полностью удовлетворить потребность этой торговой сети. А вместе с коллегой-производителем вешенок из Багратионовского района они обеспечивают весь региональный объем по этой позиции.

В заведениях общепита грибы используют широко, однако предпочтения сдвинуты в сторону шампиньонов: более предсказуемы и привычны. Управляющий чешского трактира «У Гашека» и ресторана Zötler Сергей Пряда говорит, что в меню обоих заведений достаточно много грибных блюд, и все они делаются из местных шампиньонов.

«Это гриб безопасный, не слишком дорогой и традиционный по вкусу. А у вешенок вкус совсем не тот», — убежден он.

Татьяна Леонтьева говорит, что договориться о поставке вешенок ей пока удалось только с сетью «Круассан».

Есть ли на рынке другие грибы? Из свежих — практически нет. Продуктовые агрегаторы из соцсетей утверждают, что свежие грибы у них заказывают очень редко и в малых объемах. Причем чаще всего — лесные, а не промышленные.

Растем дальше

Противостояние шампиньонов и вешенок на поверку оказалось чисто вкусовым. С точки зрения бизнеса производители не считают представителей другого лагеря конкурентами. Валерий Овчаренко утверждает, что сегодня на каждые 10 килограммов шампиньонов приходится лишь 3 кило вешенок. Однако конкурентное давление уже в ближайшее время может возникнуть внутри каждого из этих секторов.

ООО «Аквамарин» планирует к сентябрю 2017 года вдвое увеличить объемы производства шампиньонов — до 60 тонн в месяц. В первом квартале 2018 года этот показатель будет доведен до 100–110 тонн. Компания планирует запустить производство грибного порошка и выйти со свежей продукцией за пределы области — для начала на рынок Санкт-Петербурга. При этом 60 тонн в месяц, как говорит Валерий Овчаренко, закрывают всю потребность местного рынка в шампиньонах. Чтобы не допустить кризиса внутри сектора, Овчаренко планирует сесть за стол переговоров с коллегами по цеху.

«В Польше есть ассоциации «грибников», которые формируют заказы в масштабе всей Европы — распределяют квоты. Мы с другими производителями тоже можем объединиться. Это будет более цивилизованно, чем конфликтовать», — считает Овчаренко.

Хозяйство Лужкова также устремилось в рост — на днях пресс-служба агрохолдинга сообщила о запланированном в 2018 году удвоении производства вешенок — до 90 тонн в год. Часть продукции обещают перерабатывать, остальное — реализовывать в свежем виде. Где именно — неясно, и это вызывает у конкурентов вполне понятные опасения.

«Мы не знаем, куда отправятся все эти 90 тонн. Если они выпустят их на калининградский рынок, нам конец», — говорит Татьяна Леонтьева.

Судя по динамике, грибной рынок пока еще далек от насыщения. Есть куда расти и по ассортименту. К примеру, мицелий (грибница) в регионе не производится по ряду специфических причин, связанных с сырьевой базой (солома зерновых культур). Закупки мицелия идут через Европу, то есть замещение было бы вполне логичным и по этой позиции. Делаются шаги и по расширению предложения по сортам грибов. В частности, одно из грибных хозяйств только что вырастило первый урожай опят, вовсю работает над шиитаке, а в перспективе будут и белые. На сверхдоходы этот бизнес претендовать, пожалуй, не сможет, но стабильность спроса делает его привлекательным для всех участников процесса.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 2 марта
EUR ЦБ: 98,72 (+0,18)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Курс доллара на 2 марта
USD ЦБ: 91,33 (+0,49)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Все новости Калининград
Медведев назвал логическим концом спецоперации «капитуляцию неонацистов» Политика, 14:10
Сколько «квадратов» можно купить в Москве после продажи жилья в регионах Недвижимость, 14:06
АвтоВАЗ отчитался о росте продаж на 19% Авто, 14:04
Кто и почему стал бенефициаром трансформации рынка ИТ РБК и Softline, 14:03
Читает мысли, следит за глазами: чем пугает будущее, где есть Vision Pro Pro, 13:59
«Газпромбанк Лизинг» вдвое увеличил портфель техники на ГМТ Пресс-релиз, 13:56
На проспекте Победы в Калининграде раскопали немецкий бункер Калининград, 13:56 
Второе дыхание: как правильно завершить карьеру
Подготовьтесь к переменам и выберите, что делать дальше, с новым интенсивом РБК Pro
Купить интенсив
Путин заявил, что быть другом и врагом России «одинаково почетно» Политика, 13:54
В ЕС назвали сроки ограничения поставок СПГ из России Политика, 13:54
Собянин оценил эффект БКЛ для бюджета в ₽1 тлрн Экономика, 13:51
Самарский губернатор назвал «не первой» попытку подрыва моста Политика, 13:50
Автомобильный завод «Москвич» внедряет процессы мелкоузловой сборки Отрасли, 13:49
Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Недвижимость, 13:46
Надеждин проиграл апелляцию на отказ в регистрации кандидатом на выборах Политика, 13:44