Провалы на дорогах. Почему на улицах Калининграда «гуляет» асфальт
В Калининграде на пересечении улицы Воздушной и проспекта Мира провалился асфальт, на проезжей части образовалась яма шириной около метра. Местные жители утверждают, что это уже третий такой случай на этом участке за последние десять лет, пишет «Клопс».
Истории провалов
С начала года в областном центре асфальт проваливался минимум на трех разных улицах. Так, 30 января на проспекте Мира дорога просела из-за прорыва водосточной трубы на глубине 2,5 метра. В тот же день место огородили, а позднее устранили течь и засыпали опасный участок песком.
В конце февраля водители в очередной раз пожаловались на яму на улице Галицкого. По словам калининградцев, яма образуется на одном и том же месте несколько лет подряд. А в начале марта стало известно, что на тротуаре отремонтированной 2,5 года назад ул. Герцена провалился асфальт.
Одним из самых «громких провалов» 2020 года стала история калининградки Нины. 28 июля ее автомобиль Renault частично ушел под землю прямо над довоенным канализационным коллектором на Тенистой Аллее. Женщина получила травмы. Несколько дней коммунальщики не могли определить причину, потом сказали, что авария произошла из-за расположенных рядом с коллектором 120-летних изношенных немецких колодцев.
На ликвидацию коммунальной аварии и провала областное правительство выделило 68 млн 106 тысяч рублей. Их получатель — калининградский «Водоканал» — должен был закончить все аварийно-восстановительные работы до 31 декабря 2020 года. Однако, в январе этого года стало известно, что зону перекрытия сквозного движения на участке Тенистой аллеи от дома №39 продлили до пересечения с улицей Мишина, работы там до сих пор продолжаются.
Пострадавшая пытается отсудить у мэрии, «Водоканала» и муниципального учреждения «Городское дорожное строительство и ремонт» 0,5 млн рублей компенсации.
«В досудебном порядке ко мне никто не обратился, никто не попытался ни объяснить мне что происходит, ни помочь, ничего. Я обращалась в администрацию города, писала им письма. В ответ получила, что нужна экспертиза, надо найти ответственное лицо. Прошло уже столько времени (восемь месяцев — прим. РБК Калининград), ответственного лица так и не нашли. Скоро будет очередное заседание суда, я очень надеюсь, что самой случится узнать, как так происходит, что происходит. Я плачу налоги, плачу за эти же дороги, а в результате, когда случается такая беда, ты остаешься один на один, никто не хочет помочь тебе, ни объяснить, что происходит. Город, получается, отворачивается от своих граждан. <...> Машину я не восстановила, мне не на что её восстанавливать? и это не страховой случай», — рассказала Нина в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».
Причины провалов
Основной причиной таких провалов асфальта является износ сетей, сказал в интервью радиостанции директор МБУ «Гидротехник» Алексей Мойса. По его словам, после прорыва трубы вымывается песок, покрытие под асфальтом подмывается, и он начинает проседать.
«Труба не вся потенциальное место провала, где-то корни трубу понимают, а раньше труба была керамическая. Керамика на стыках конопатилась, может корнем приподняло», — пояснил Мойса. Он подчеркнул, что снаружи заметить прорыв в трубе физически невозможно. С другой стороны, первым признаком возможного провала может стать внезапно появившийся на улице запах канализации. «На такие случаи сразу выезжают бригады,сразу делается ремонт, до того, как будет провал. В соцсетях это не появляется, вы этого не видите», — пояснил Мойса.
Мойса рассказал, что проседания грунта также образуются и потому, что зимой подмерзают, а потом размораживаются старые трубы.
Под центральными магистралями много старых немецких коллекторов. Их обслуживает «Гидротехник». Директор МБУ заверил, что их регулярно обследуют, состояние опасений не вызывает. Менять коллекторы пока не планируют, поскольку это очень затратно финансово, а старые трубы сделаны качественно.
Кроме техногенных причин провалов на дорогах и тротуарах часто упоминают и фактор грунтовых вод, рассказала кандидат географических наук, доцент кафедры географии океана БФУ им.Канта Галина Михневич.
«У нас очень неблагоприятные гидрогеологические, инженерно-геологические условия в городе. И те, кто постарше помнят, когда на улице Октябрьской были многоэтажки советской постройки, которые в 80-е годы начали потихоньку крениться. И потом эти многоэтажки активно демонтировали в двухтысячных. Могут быть какие-то неблагоприятные явления, связанные с подвижкой грунта, с креном определенных задний. Но чтобы они прям обрушились в один момент, вряд ли», — говорит Михневич.
Она поясняет, что бороться с грунтовыми водами нет нужды, поскольку это часть природного комплекса. К тому же, предсказать их поведение невозможно.
«Но мы понимаем, что в некоторых случаях требуется отвод воды, дренирование дополнительное участков некоторых. Какие-то вещи чисто инженерные можно осуществлять, но тотально контролировать поведение грунтовых вод мы не можем. Мы должны избегать избыточного искусственного увлажнения грунтов, избегать прорывов различных водопроводных, канализационных сетей, которое тоже могут вызвать избыточную увлажненность грунтов, и затем просадки, размывы. Большая часть просадок в городе связана не с грунтовыми водами в чистом виде, сколько с аварийным и пред аварийным состоянием различных коммуникаций», — резюмировала ученый.
Как писал РБК Калининград, 6 марта на улице Автомобильной в областном центре начался капитальный ремонт. В связи с этим до 20 августа на нескольких участках закрыт сквозной проезд, общественный транспорт пустили в обход.