Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Четыре месяца лета. Калининградский турбизнес подводит итоги сезона

Об особенностях и трендах прошедшего летнего сезона в самом западном регионе страны РБК Калининград побеседовал с участниками рынка гостеприимства.
Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Официально итоги турсезона-2023 в Калининградской области еще не подводили. Но рекордный поток туристов региональные власти ждали с самого начала. А на прошлой неделе губернатор Антон Алиханов заявил в интервью «Интерфаксу», что по итогам года регион посетят более 2,1 млн туристов. Статистика аэропорта «Храброво» говорит о том, что этот показатель, скорее всего, уже превышен. В августе воздушное ведомство рапортовало, что за семь месяцев с начала года услугами аэропорта воспользовались 2 350 870 человек, что на 17% больше аналогичного периода прошлого года.

Рекорды высокого сезона

По количеству гостей нынешний сезон побил все предыдущие рекорды — в этом едины все работающие в турбизнесе области предприниматели.

«Результаты можно назвать рекордными по сравнению с предыдущим годом. Те цифры, которые показал турпоток были максимальными за последние годы», — отметил в разговоре с РБК Калининград гендиректор турфирмы «Анюта» Алтынбек Кожахметов.

Главной проблемой собеседник назвал высокие цены на авиабилеты в Калининград. По его мнению, на заполняемость отелей на побережье это не повлияло, но негативно сказалось на бюджетных местах размещения в областном центре.

Фото: Александр Подгорчук

«Для такого жилья, как хостел, это повышение стало критичным. Известно, что таким видом жилья обычно пользуется бюджетный класс. В августе мы открыли в Калининграде новый хостел и спросом он особо не пользовался. Теперь будем своего клиента ждать в более поздний период. Спасает, что Калининград в отличие от Светлогорска, например, менее подвержен сезонности», — объясняет Кожахметов.

Рассуждая о географии гостей, он отмечает, что главное новшество этого сезона — введение электронных виз для иностранцев — турпоток не увеличило.

«В 2019 году, когда ввели электронные визы, корреляция была мгновенной. Только визы появились, и к нам потоком поехала Прибалтика, Испания, Германия, Польша. Сейчас, ввиду той сложной ситуации, которая есть в мире, сильной корреляции нет. Но на следующий сезон мы ждем, что ввод электронных виз внесет весомый вклад во въездной туризм», — говорит глава турфирмы «Анюта».

Не приехали в этом году и китайские туристы, которых ждали. Алтынбек Кожахметов объясняет это проволочками как с российской, так и с китайской стороны.

«Мы являемся участниками соглашения по безвизовому групповому туризму между КНР и Россией. Надо признать, что в этом направлении есть разные бюрократические и технологические моменты, которые начали решаться уже в самом конце летнего сезона. Поэтому даже если смотреть по посещению китайскими гражданами Москвы и Санкт-Петербурга, то туда в основном приезжают китайцы по личным делам или деловым поездкам, нет приезжих с целью туризма.

Справедливо отметить, что технологические проблемы есть с обеих сторон, не только с нашей, но и с китайской. Они сейчас решаются с определенными паузами. Уверен, эта тема активно заработает к следующему сезону», — прогнозирует собеседник.

Кстати, он не считает сезон завершившимся: говорит, сентябрь практически все отработали при стопроцентной нагрузке как полноценный летний месяц. Активность не прекратилась и в октябре — еще продолжается часть летнего потока.

Собственник компании «Янтарный край» Татьяна Лисиченко полностью согласна с коллегой относительно рекордов по числу туристов и отсутствия иностранцев. Приезжали в регион, главным образом, россияне, иностранцы в компанию не обращались.

«В основном туристы приезжали к нам не в пакетные туры, а самостоятельно. Поскольку мест в коллективных местах размещения не хватало, очень много приезжих жили в частных апартаментах, снимали квартиры. Гостиницы были полностью забиты и сейчас бьют все рекорды. С точки зрения географии полетов тоже была хорошая нагрузка, наш аэропорт даже рапортовал, что перевыполнил план», — отмечает Лисиченко.

Она уверена, что высокие цены на авиаперелеты не помешали и на спросе никак не отразились. Намного более негативный эффект возникает от рынка «серых» услуг в туристической сфере.

«Вот эта вот история, когда каждый таксист считает себя экскурсоводом и туроператором и водит экскурсии — это не есть хорошо. Дело в том, что Калининград — регион возвратных туристов. А качество услуг, оказываемых такими людьми оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что с 1 июля все экскурсоводы в регионе должны были быть аккредитованы, пройти аттестацию федеральной комиссии, насколько мне известно, далеко не все это сделали. По той простой причине, что нет наказания. То есть нам обязательную аттестацию выдали, а наказание — нет. Что будет, если ее не пройдешь? Если бы было наказание по гражданско- консенсуальному кодексу, тогда соответственно возможно, все было бы по-другому. Ну опять же непонятно, какой государственный орган будет этим заниматься», — рассуждает руководитель.

Директор компании «Anex Tour» Екатерина Зотова, напротив, считает, что дорогие авиабилеты как раз отпугивают многих потенциальных гостей региона.

«По моему мнению, частично сократился турпоток, какая-то часть туристов не смогли к нам прилететь чисто по экономическим соображениям», — говорит она, и добавляет, что многие гостиницы региона держат цены в динамике. Чем больше спрос и заполняемость отелей, тем выше цена. У нас в этом году была высокая загрузка, и, следовательно, достаточно высокая стоимость жилья, поэтому большинство приезжих предпочитали частный сектор, самостоятельно снимать квартиры, дома», — рассказывает Зотова.

«С открытием электронных виз в регион стало приезжать много европейцев. Интересуются Калининградом и наши турецкие коллеги. Но европейцев больше… Об их приезде можно судить и по автомобилям с европейскими номерами, которые все чаще мелькают на калининградских дорогах», — считает туроператор.

HoReCa как локомотив для экономики

Сегмент HoReCa считают одним из самых рискованных в бизнесе. Из-за нестабильной экономики и дефицита квалифицированного персонала гостиницы и рестораны часто не могут пережить кризисы и вынуждены закрываться. Несмотря на это на рынке в последнее время появилось много новых заведений. С начала текущего года в области открылось более десяти новых отелей с номерным фондом свыше 200 единиц, сообщил в интервью «Интерфаксу» глава региона Антон Алиханов.

«В августе в Зеленоградске открылась первая в этом курортном городе и шестая в регионе гостиница категории «5 звезд». Еще одна четырехзвездочная гостиница открылась в Светлогорске. А до конца 2024 года в Калининградской области появятся почти 300 номеров модульных отелей», — рассказал губернатор.

Фото: Александр Подгорчук

Российский экономист, бывший глава банков «ВТБ 24» и «Открытие» и министр финансов страны в 1997–1999 годах Михаил Задорнов, говоря о трендах развития страны, назвал HoReCa одной из нескольких сфер, которые сегодня двигают экономику России вперед и буду делать это в ближайшие два года. Помимо гостинично-ресторанного бизнеса это сельское хозяйство, строительство, финансовый сектор, операции с недвижимостью и обрабатывающая промышленность.

«Во втором квартале HoReCa показала 15% роста по сравнению с прошлым годом — это самый активный рост из всех таких секторов экономики», — привел статистику Задорнов, выступая на внутренней конференции Яндекса.

HoReCa — аббревиатура из первых частей слов Hotels (отели), Restaurants (рестораны) и Catering (кейтеринг). HoReCa — это индустрия гостеприимства. Русский вариант — гостинично-ресторанный бизнес или общепит.

«Гостей в этом году было больше, чем в предыдущем. Нас стали узнавать. Калининградская область попала в тройку лидеров как курортная дестинация. Зеленоградск по оценке Яндекс. Путешествия стал пятым городом среди курортных городов страны. Поэтому к нам гости приезжают. <...> Нам есть, чем удивить гостей. Восстанавливаются замки: Тапиау, Прейсиш-Эйлау, Нойхаузен. У нас достаточно интересная гастрономическая карта, которая предлагает наши калининградские рестораны, отели и кафе. Ну и потом, у нас есть разные активности, причем очень активно стал развиваться восток области: это и байдарочный туризм, и лошади. И потом, у нас же еще есть велодорожка вдоль моря, которую уже практически построили, и возможно, в следующем году национальный парк откроет ее уже полностью от Морского до Взморья. А это, на секундочку, около ста километров», — объясняет замруководителя представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Калининградской области, владелец ELISA HOTELS & RESORTS Сергей Куренков.

За чем к нам едут и сколько тратят

Финансовую активность гостей турбизнес оценивает по-разному. Например, в кафе и ресторанах на одного человека в сезон приходилось в среднем около 1300 - 1500 рублей. Стоимость проживания в зеленоградской гостинице летом начиналась от 8 тысяч рублей и выше за сутки, в зависимости от количества звезд.

«Как-то подсчитали, что день пребывания в Калининградской области летом обходится в 15 тысяч рублей и выше. Это если полностью подсчитать стоимость перелета, проживание, питание, экскурсии, сувениры. Это не касается бюджетных путешествий. У нас есть и такие туристы, которые приезжают сюда на поездах со своими палатками, велосипедами. И живут достаточно экономно, закупаясь в магазинах, а не питаясь в кафе и ресторанах», — анализирует Куренков.

Он отмечает также, что рестораны, в отличие от отелей, не бывают забиты с утра до позднего вечера. У них есть пиковая загрузка в обеденные и вечерние часы, когда люди возвращаются с моря.

Фото: Александр Подгорчук

«Все гости отмечают нашу удивительную прибалтийскую, калининградскую кухню. Большинство ресторанов, кафе, в том числе и отели, как правило, используют местную продукцию, поэтому проблем с логистикой не возникло.

Кстати, наша локальная кухня из местных продуктов пользуется большим спросом. В принципе, она и привлекает гостей. Они за тем и едут, чтобы попробовать наши местные специалитеты. Ту же самую пеламиду, хотя кому-то она заходит, а кому-то нет, клопсы различные… В основном рыбные продукты, за той же самой шавермой с креветками или судаком люди в очередях стоят по полчаса», — резюмирует Куренков.

РБК Калининград направил запрос в министерство по культуре и туризму региона о первых предварительных итогах сезона.

Как писал РБК Калининград, по мнению губернатора Антона Алиханова, туристическая отрасль должна в первую очередь привлекать в Калининградскую область деньги, а количество приехавших туристов не столь приоритетно.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 июля
EUR ЦБ: 95,57 (+0,59)
Инвестиции, 05 июл, 17:37
Курс доллара на 6 июля
USD ЦБ: 88,13 (+0,01)
Инвестиции, 05 июл, 17:37
Все новости Калининград
Муж Харрис заразился COVID после появления на публике рядом с Байденом Политика, 03:22
Во Франции на акциях после выборов произошли столкновения с полицией Политика, 02:56
В украинских школах с сентября введут «уроки счастья» Общество, 02:38
Орбан прибыл в Пекин после визитов в Москву и Киев в рамках мирной миссии Политика, 02:21
Бастрыкин запросил доклад по делу об изнасиловании сотрудницы «Матч ТВ» Общество, 02:09
На Камчатке произошли два землетрясения магнитудой 5,8 и 6,4 Общество, 01:43
Созданный Орбаном альянс получит статус фракции в Европарламенте Политика, 01:31
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Волгограде сообщили о сложностях при поиске людей после взрыва газа Общество, 01:15
FT узнала, каковы ожидания Запада от нового президента Ирана Политика, 01:01
В Сумах, Николаеве и Харькове прозвучали взрывы Политика, 00:47
В Пулково произошло задымление двигателя у Superjet «Ямала» Общество, 00:22
Под Туапсе начался лесной пожар из-за сигнальной ракеты туристов Общество, 00:10
Минтруд спрогнозировал снижение спроса на начальников в России Экономика, 00:00
Хакеры атаковали российские компании через взломанные системы для лифтов Технологии и медиа, 00:00