Самые «говорливые» хорваты: все о мобильной связи на ЧМ-18 в регионе
В дни матчей ЧМ-2018 и калининградцы, и гости региона активно пользовались мобильной связью. Самая большая нагрузка на сеть сосредоточилась в районе стадиона на Острове и фан-зоны у Дома Советов. РБК Калининград узнал у крупнейших операторов, насколько серьезной была нагрузка на сети и как долго шла подготовка к чемпионату.
В чаше стадиона
Для обеспечения качественной связи в условиях ожидаемо повышенной нагрузки операторами «большой четверки» (МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2) была проведена масштабная работа по установке нового оборудования.
В Калининграде Tele2 была выбрана главным застройщиком распределительной антенной системы, которая послужила базой для строительства сетей мобильной связи всех операторов региона. Также этот оператор установил собственные базовые станции, которые позволили обеспечить качественное покрытие трибун и технических помещений.
«Билайн» совместно с другими операторами реализовал проект покрытия стадиона. «Для качественной работы сети были использованы специальные антенны, предназначенные для применения на стадионах и в других местах массового скопления людей. Благодаря этому решению на мобильной сети стадиона удалось создать большую емкость, необходимую для одновременного обслуживания десятков тысяч клиентов», — рассказал представитель пресс-службы ПАО «ВымпелКом» («Билайн») Сергей Рогачев.
«МегаФон» выиграл тендер «Национального Центра Информатизации» — дочерней компании госкорпорации «Ростех», которая назначена единственным исполнителем проекта по созданию инфраструктуры связи и ИТ для ЧМ-2018.
«Мы предоставляем НЦИ телеком-инфраструктуру для оказания услуг мобильной и фиксированной связи. Чемпионат мира — это не только стадион и тренировочные площадки. Гости ЧМ жили в гостиницах и на загородных базах отдыха, посещали рестораны и музеи, гуляли по городу, где смогли пользоваться нашей связью. Для этого мы построили многоуровневую, взаимоувязанную и отказоустойчивую систему инфраструктуры», — подчеркнул руководитель по инфраструктуре Калининградского отделения компании «МегаФон» Игорь Легков.
По контракту оператор должен был обеспечить связью стадионы, гостиницы, места проживания делегаций и тренировочные площадки. «На всех основных объектах использовалось двойное, тройное резервирование. При планировании и строительстве базовых станций на стадионах основной упор был сделан на обеспечение высокого качества сервисов передачи данных. Стадионы, включая все внутренние помещения, обеспечены покрытием сети последнего поколения LTE-Advanced, которая способна развивать скорости до 300 Мбит/с», — сообщили в «МегаФоне».
При этом во время матчей компанией выделялись сотрудники на непрерывную оценку нагрузки в чаше стадиона: они постоянно перемещались по объектам и проводили замеры качественных показателей работы сети. Эти данные оперативно анализировались и дополнялись данными систем мониторинга и статистики, что позволяло оценивать качество сети в динамике нагрузки.
Сложные участки
Оператор МТС на стадионе с нуля развернул indoor- и outdoor-покрытие. Вместе с тем были проведены модернизация и умощнение сетей на вокзалах в Калининграде и крупных городах области — например, в Зеленоградске, Светлогорске и Пионерском, а также в других локациях активного потребления трафика.
Уделяя внимание транспортным узлам и футбольным зонам, поставщики связи акцентировали внимание и на других городах области. Так, Tele2 провел масштабные работы на всей территории региона. «Они охватили города Черняховский, Светлый и Гусев, поселки Прибрежное, Романово, Нивенский и другие», — отметила руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Анастасия Фонарева
Одной из усиленных операторами точек стал аэропорт Храброво.
«Билайн» построил там indoor-систему связи, которая призвана обеспечить стабильную работу в условиях максимальной нагрузки. Там установили 133 антенны и еще несколько сотен единиц другого оборудования, проложено 9 км кабеля. Компания МТС также обеспечила работу indoor-системы воздушного узла.
«Кроме того, компания МТС покрыла сложный с технической точки зрения участок дороги от аэровокзала к городу. В течение всего «футбольного» месяца наши специалисты ведут круглосуточный мониторинг качества связи с минимальным временем реагирования и при необходимости оперативно перераспределяют нагрузку между базовыми станциями», — подчеркнула сотрудник пресс-службы МТС в СЗФО Юлия Калявина.
Сотни минут и терабайты трафика
Потребление всех видов связи в дни матчей и трансляций в фан-зоне серьезно увеличилось и выдержало даже экстремальные нагрузки, подчеркнули представители операторов «большой четверки».
«Например, во время матча в Калининграде 28 июня наши абоненты на стадионе совокупно разговаривали по телефону 8 дней, а трафик мобильного интернета во время игры сравним с девятью днями непрерывного просмотра видео в HD-формате. Такого объема интернета, например, жителям Гусева хватило бы примерно на сутки», — привели сравнение в пресс-службе МТС.
В пресс-службе оператора отметили одну особенность: матчи, которые проходят в рабочее время с 16:00 по 18:00 привлекают большое количество пользователей, которые смотрят игры на мобильных устройствах. В этот временной интервал нагрузка на сеть значительно растет. «Объем загружаемого трафика в эти часы примерно в полтора раза выше по сравнению со средними показателями обычных дней», — привела данные Юлия Калявина.
В компании «Билайн» трафик во время игр вырос примерно на 20%. Сеть отработала в обычном режиме. Нагрузку в дни чемпионата в «МегаФоне» назвали колоссальной. За время игр, а также предшествующие и последующие часы абоненты и зарубежные гости, зарегистрированные в сети оператора, проговорили на трибунах и в фан-зоне около 500 000 минут и скачали 6 Тб мобильного интернет-трафика.
Tinder и Viber
По статистике операторов, 98% гостей и жителей региона во время футбольных событий пользовались онлайн-мессенджерами и социальными сетями. Также были популярны различные приложения для обработки фото и проведения трансляций.
«Наиболее популярными мессенджерами и социальными сетями ожидаемо стали WhatsApp, Snapchat, Viber, Facebook, Twitter, появился заметный трафик WeChat. Наибольший прирост — в 11 раз — мобильного трафика показал сервис Tinder, причем рост трафика происходил как за счет иностранных болельщиков, так и за счет российских пользователей», — поделились наблюдениями в МТС.
Для зарубежных болельщиков с учетом анализа потребления трафика операторы связи разрабатывали специальные тарифы, которые предлагали пакеты интернета для общения в соцсетях и мессенджерах. Помимо этого была организована техподдержка и рассылка на английском языке.
География связи
В сети Tele2 в период чемпионата регистрировались болельщики из более чем 85 стран. Самыми экзотическими из них стали Гватемала, Аруба и Намибия. «Самыми активными роумерами оказались англичане: они использовали примерно в 8,5 раза больше интернет-трафика, а количество их звонков и SMS выросло в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Также активно пользовались услугами связи болельщики из Катара, Аргентины и Канады», — рассказала представитель оператора.
Во время четырех матчей ЧМ-2018 в фан-зоне и на стадионе «Калининград» в сети «МегаФон» было зарегистрировано порядка 10 тысяч иностранных болельщиков. Суммарно они прокачали 160 Гб интернет-трафика и проговорили порядка 10 000 минут. Самыми активными потребителями мобильного интернета оказались граждане США, больше всего телефонных звонков совершили туристы из Хорватии.
В компании привели собственную статистику: третьим по активности стал матч между сборными Хорватии и Нигерии. На нем присутствовали болельщики из 45 стран, которым потребовалось 17 Гб трафика и более 1600 минут разговоров. Второй по активности значится встреча Испания — Марокко. На ней гости из 60 стран потратили порядка 2400 минут и свыше 40 Гб трафика.
Первое место получила игра между Англией и Бельгией. В этот день на стадионе сеть «МегаФон» зафиксировала присутствие гостей более чем из 60 стран, в фан-зоне — порядка 50. Гости региона проговорили около 2900 минут и потратили 56 Гб интернет-связи.
«Статистика работы нашей сети в Калининграде очень интересна: по ней хорошо видно, как рос интерес иностранных гостей к ЧМ. Почти каждый раз они ставили новый рекорд по количеству минут и интернет-трафика. Увеличивалось и число стран, откуда прибывали зарубежные болельщики», — прокомментировал директор Калининградского отделения компании «МегаФон» Сегей Лихобабин.
Как отмечают специалисты, усиленная работа всех операторов была полностью оправдана: даже во время пиковых нагрузок не происходило обрывов сети, пользователи получали достаточное количество трафика и не оставались без связи. В дальнейшем установленное в регионе оборудование продолжит работу для обеспечения качественной связью жителей и гостей региона.