Калининградский транзит: как в условиях санкций работают предприниматели
В нынешних реалиях из-за европейских санкций калининградские бизнесмены вынуждены перестраивать логистику и искать альтернативу импортным комплектующим. Как удается с этим справляться региональные предприниматели рассказали порталу «Клопс».
Рыбообработка
По словам председателя совета директоров калининградской группы компаний «За Родину» Сергея Лютаревича, «под санкции с 10 июля попала только крышка металлическая и стеклянная банка, которую мы везем из Москвы».
На основном производстве это никак не отразилось, а вот стоимость тары стала чуть дороже, ее приходится доставлять паромом.
«По поставкам готовой продукции у нас проблем нет, она транспортируется по Литве и железной дорогой, и автомобильным транспортом», — пояснил он.
Производство косметики
Как рассказала гендиректор мануфактуры «Белотелов» Залина Белотелова, предприятию, чтобы не остаться без сырья, пришлось заполнять склады впрок. С рынка ушли качественные консерванты, ПАВы и базовые масла, возникли проблемы с тарой и упаковкой.
«Раньше мы работали с поставщиками из Германии. Основной хаб находился в Гамбурге, и оттуда уже распределялись поставки по всему нашему континенту. Сейчас все приходит в Индию, и уже оттуда плывет к нам. Маршрут более долгий и дорогой», — рассказала руководитель.
Мясное производство
По мнению гендиректора компании ООО «Прибалтийская мясная компания три» Игоря Кузнецова, санкции почти не повлияли на мясопереработку.
«Такой бизнес практически не чувствует никаких проблем, потому что у нас полный цикл: от самого начала и до готовой продукции. Единственный вопрос, который возникает время от времени — это транспорт на «большую землю». Но и он решается», — отметил собеседник.
Проблемы, по его словам, могут возникнуть, если пакет санкций расширится или выйдет из строя имеющееся импортное оборудование.
«Если придется делать капитальный ремонт, то проблемы возникнут. В России не налажено производство всех комплектующих, которые применяются на европейском оборудовании. То есть, чтоб не зависеть от санкций, придется полностью менять оборудование», — подытожил Игорь Кузнецов.
Производство зерна
По словам генерального директора ЗАО «Залесское молоко», члена регионального объединения «Калининградский зерновой клуб» Романа Уютова, у региональных зерновиков неопределенность.
«На экспорт зерна очень высокая пошлина, хоть ее немного снизили. Плюс, многие экспортные направления для нас сейчас закрыты, поэтому что будем делать с профицитом зерна пока не понимаем. В «большой» России нас не сильно ждут, там свое зерно. А трейдеры, которые были, сейчас предлагают цены ниже себестоимости, поэтому все сложно», — пожаловался Уютов.
Торговля рыбой
Генеральный директор компании «Цефей» Павел Крутиков говорит, что пришлось «поставить на паузу» ситуацию с красной рыбой.
«Оптовые цены на продукцию за месяц выросли на 30-35%. Если смотреть на динамику цен с января, то та же фарерская семга в начале года стоила 700 р./кг. А после того как начались проблемы с поставками, у нас появилась мурманская по 1 300 р./кг. И это еще довольно низкая цена. Сейчас эта рыба будет стоить не менее 1800 рублей», — рассказал Крутиков.
Компания столкнулась и с другими проблемами: есть сложности с платежами и логистикой. «Раньше все, грузы, что ехали к нам из-за границы , из Перу, из Чили, из Мавритании, собирались в порту Гамбурга. Товары грузились на паром, был такой регулярный рейс. Сейчас все поставки «сломаны». Я даже не понимаю, каким путем сырье из Турции везут».
По мнению бизнесмена, удобные логистические цепочки превратились в «длинные круги», что накладывает проблемы на платежи. Но вот проблемы с красной рыбой можно решить.
Скорее всего, основная ее масса пойдет из Турции, где есть морская форель и черноморский лабракс, которые заменят семгу. Часть станут завозить из Мурманска, Дальнего Востока, где водятся нерпа, горбуша, кижуч.
«Рыба будет всегда в любом случае, вопрос — по какой цене», — выразил опасение Крутиков.
Производство мебели
Как ситуация с транзитом и европейские санкции повлияли на мебельный бизнес, рассказал генеральный директор фабрики «Максик» Макс Ибрагимов.
«Увеличились цены, сроки доставки грузов и материалов. Нашли несколько путей поставок через Турцию и Узбекистан. Итальянские и французские поставщики перестали с нами работать, тоже возникли определенные проблемы. Теперь их продукцию покупают поляки, а мы забираем у них. Шпон закупаем в Швеции и Финляндии», — поделился Ибрагимов.
Проблемы, по мнению директора, сказались на сроках изготовления, которые увеличились с шести до восьми месяцев.
«Более 80% всех предприятий в регионе пострадали от санкций. Логистические истории коснулись практически каждого из них. Но в основном, промышленной отрасли.
В обширном санкционном списке оказались 40-50% всей номенклатуры грузов.Их скорее всего, придется переориентировать на морской путь, хотя остается надежда, что Еврокомиссия разъяснит условия применения транзитных ограничений, которых, по нашему мнению, здесь в принципе быть не должно», — резюмировала ситуацию в регионе уполномоченный по защите прав предпринимателей Светлана Нижегородова.
Как ранее писал РБК Калининград, правила транзита санкционных товаров в область возможно пропишут в новом пакете санкций Евросоюза против России.