Перейти к основному контенту
Калининград⁠,
0

«Город лишился своего центра». Интервью с авторами проекта Дома Советов

Фото: скриншот презентации
Фото: скриншот презентации

Мы сочувствуем Калининграду, он потерял свой центр, - такую мысль высказали в интервью РБК Калининград авторы проекта делового квартала у Дома Советов - руководитель петербургской «Студии 44» Никита Явейн, главный архитектор проекта Иван Кожин и архитектор Илья Григорьев. 8 июня заказчики (правительство Калининградской области) и исполнители представили новую концепцию общественности. Последовавшее за презентацией обсуждение и подчас весьма негативные высказывания коллег-архитекторов петербуржцы сочли вполне нормальным, естественным процессом. Они заявили, что готовы еще обсуждать и дорабатывать проект.

Впечатления от дискуссии

Явейн: Я считаю, достаточно благожелательно для такого проекта, который, в общем, переворачивает многим представление о том, как жить дальше.

Кожин: Для первого широкого представления, в принципе, это достаточно ожидаемо было. Потому что не было до этого ничего показано нигде, хотя работа велась, понятно, что реакция такая всегда неоднозначная с первого раза. Но при этом все какие-то наши предварительные разговоры с коллегами, они, ну...в целом мы можем считать, что скорее положительные они, чем нет.

Явейн: Ну, понятно, вполне прогнозируемо, я даже бы сказал, в лучшем варианте прогнозов. И на наш взгляд это было очень полезно чисто физически, потому что прошлое обсуждение дало нам какие-то выходы, он изменился очень сильно...

Что изменили после обсуждения с профсообществом

Явейн: Во-первых, мы представили все то, что у нас в голове было, а что казалось не нам, а в основном нашим заказчикам, что не очень важно — это вот историческое обоснование и прочее. И даже те, которые говорили, что это неважно, сегодня вышли — в том числе, Антон Андреевич — и сказал: ну, я наконец понял, откуда что явилось.

Кожин: Когда мы первый раз раньше показывали — это была чисто архитектура как она есть, без разговоров о том, откуда это все выросло. А в принципе вот сейчас мы рассказали подробно некий генезис формы, откуда это все появлялось. Это не просто такая абстракция какая-то, а все-таки увязано с теми градостроительными сюжетами, которые тут всегда были — на чем мы и базировались, когда делали свой первый градостроительный конкурс 2014 года, когда мы выиграли конкурс на развитие центра Калининграда.

О доработках проекта

Явейн: Ну во-первых, тут инвестор присутствует, руководство города, которое фактически тоже является заказчиком — это наша работа в какой-то мере: показывать, рассказывать, объяснять.

Кожин: Честно говоря, это — концепция, это только некое первое видение, еще ничего окончательно совсем не решено, и это, наоборот, важно рассказывать и обратную связь какую-то получать. Мы только рады. Потому что мы один раз приехали поговорили с администрацией, потом с архитекторами, потом еще с кем-то, еще какие-то разные мнения... Понятно, что наш договор на концепцию не бесконечен, и мы не будем шесть лет рисовать центр Калининграда, но это естественный процесс. И понятно, что это только первое абсолютно приближение.

О возможности сохранения здания Дома Советов

Явейн: Реально все в этой жизни. Вопрос, что это должно быть консолидированное мнение калининградцев о том, что это ну вот памятник, условно говоря, что вот без него город никак. И, соответственно, деньги, которые это мнение, что называется, подкрепят. И тогда можно было бы решать как-то по-другому совсем всю эту ситуацию — лучше, хуже я не знаю, я не знаю, дольше ли это было бы, но это было бы что-то совсем другое, понятно, гораздо более затратное, гораздо более сложное, готов ли, это не нам решать.

Григорьев: Вообще, мы этой точке зрения полностью сочувствуем. Потому что оба наших проекта предыдущих мы имели в виду, что мы сохраняем Дом советов. Мы его включали и в пост-замок, и в концепцию развития центра. И на наш взгляд, конечно, что-то могло бы быть из него сделано, но это решение не за нами...

Явейн: Не нам решать, я бы так сказал. Мы же все-таки не судьи.

Кожин: Это не было предметом дискуссии в настоящем техзадании, которое нам было предложено. Мы не могли это никак обсуждать. Но, конечно, сами мы все время рассуждаем о том, как бы его можно было использовать, сохранить. Даже если бы он просто стоял как абстрактные руины, как арт-объект, продолжал бы дальше разрушаться, то это бы тоже могло быть художественной вещью...

Явейн: Но это очень дорого! (смеется).

Кожин: Конечно, мы абсолютно понимаем важность этого всего для Калининграда.

Явейн: Ребята не дадут соврать, мы в свое время специально планы нашли проектные, разрезы, смотрели. И для себя — никто нам не заказывал — думали, а какая там гостиница может быть. Ну и в общем, честно скажу, никакая. Но, во всяком случае, очень своеобразная.

Кожин: Это такая чисто модернистская вещь, она очень красиво спропорционирована. Но когда начинаешь это смотреть, кажется, что архитекторы сидели в макетной мастерской и набирали некие высоты. А потом, когда нужно было сдавать проект, быстро... Ну, это возможно, я тут так не могу сказать. Оно совсем внутри с трудом соответствует каким-то реалиям современной жизни. Ну да, потолки 2,70 и так далее. Но что-то пристраиваить, как-то еще его модицицировать — это все не то. Он должен быть либо вот в своем божественном, прекрасном состоянии, как он был запроектирован, либо в состоянии божественной руины, какая она есть естественная, а какие-то приделки, дополнительные лифты или еще что-то — это все какие-то полумеры, которые невозможны.

Явейн: Ну там были советские строительные нормы, которые они не обошли. условно говоря, сносить и делать заново — это тогда бы бессмысленно. [...] Правильнее ответить так: нам было представлено некое видение, подкрепленное статистикой, которое в чем-то нам не понравилась, в чем-то, но вместе с тем оно достаточно объективно в сегодняшнее время. Восстановление было бы безумно дорого и бессмысленно. То есть, даже если бы допустим туда 3 млрд (рублей) вбухать, после этого очень такой непонятный объект был бы. И кто бы придумал ему функцию? Какой-то молодежный неформальный центр, вот так.

Как изменился проект в сравнении с конкурсным

Григорьев: «Сердце города» — гораздо более широкий вопрос. «Сердце города» — это большой территориальный мастер-план, совершенно другая история. А здесь уже можно воспринимать как первый этап реализации. Вот мы взялись за конкретный локальный участок, начинаем с Королевской горы, приблизительно имея в виду нашу ту идеологию, наши те представления о прекрасном, которые были тогда, в 2014 году. В принципе, мы в этом достаточно последовательны.

Кожин: Это новая вещь, которая базируется на тех же наших принципах.

Есть ли аналоги калининградской ситуации

Григорьев: Это абсолютно уникальная ситуация, это город, который полностью лишился своего центра. Потом была попытка строительства нового центра с совершенно новой идеологией, он должен был перечеркивать вообще предыдущую историю. Это вообще довольно уникальная ситуация, их не так много.

Явейн: Ну не уникальная, не надо. Ну Берлин, примерно также с центром было.

Кожин: Уникальная ситуация, что весь этот недострой как бы «стерпится-слюбится» — он за годы обрел мощную энергетику культурную и романтическую, и это вот прямо важно и интересно

Явейн: Слова, вокруг сказанные, они его подняли. (Смеется). Знаете, не он сам, а вот именно мифология вокруг него. Туда еще запустить народ с каким-нибудь рок-концертом и...

Сколько может быть корректировок

Явейн: Я думаю, что все-таки скорее впереди тонкая настройка.

Кожин: Всегда любой проект — это куча различных факторов политических, экономических и так далее...

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 18:51
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 18:51
Все новости Калининград
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Путин индийской поговоркой описал отношения Москвы и Нью-Дели Политика, 18:58
«Билайн» запустил защищенный мессенджер eXpress для бизнеса Отрасли, 18:57
Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России Спорт, 18:51
Как успокоиться: 16 эффективных способов Образование, 18:47
Власти определились с углом наклонения отечественной орбитальной станции Технологии и медиа, 18:47
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Путин и Моди на торжественном ужине в честь президента России. Видео Политика, 18:39
«Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг ПСБ на уровне ruAAA Пресс-релиз, 18:36
Швеция сократит помощь пяти странам ради финансирования Украины Политика, 18:36
Путин поблагодарил Моди за совместную работу во время визита Политика, 18:35
Роскомнадзор опроверг сообщения о блокировке Minecraft Технологии и медиа, 18:33
Площадь пожара в порту Темрюка после ударов дронов превысила 1300 кв. м Политика, 18:32
В Кремле рассказали об ожидании от США анализа их переговоров с Украиной Политика, 18:28