Хотели как лучше. Почему бизнес выходит из эксперимента по упрощенке
С 1 апреля порог беспошлинного ввоза посылок из Калининградской области на территорию основной России в денежном выражении снизили с 1000 до 200 евро. Что это значит для калининградцев, в том числе, для предпринимателей региона и как прошел первый год эксперимента по беспошлинной торговле, разбирался РБК Калининград.
Возможность беспошлинно вывезти товар
Все началось в июле прошлого года, когда в регионе стартовал эксперимент по упрощенной электронной торговле товарами между Калининградской областью и остальной частью России. Калининградский бизнес таким образом получил уникальную возможность беспошлинно вывозить товары за пределы свободной экономической зоны российского эксклава. Изначально в рамках эксперимента можно было отправлять почтой посылки на сумму до 1000 евро и весом до 31 кг. Воспользоваться новой льготой в первых рядах поспешили местные производители велосипедов. Через единственного таможенного представителя — компанию «Автотрансгарант» они начали отправлять свои проданные в интернет-магазине транспортные средства. Позже к ним присоединились продавцы электроники и бытовой техники.
Снижение и его противоречивые последствия
Но девять месяцев спустя стоимость отправлений снизили сразу в пять раз.
Число участников эксперимента по беспошлинной торговле резко пошло на убыль, сетует руководитель калининградского таможенного представителя АО «Автотрансгарант» Игорь Цедрик. Ушли и производители велосипедов, и продавцы крупной бытовой техники. Теперь в «большую» Россию в основном отправляют одежду, какую-то мелкую недорогую технику, парфюмерию и посуду.
Во-первых, по словам таможенного представителя, теперь люди не готовы для отправки дешевых товаров предоставлять паспортные данные, а они нужны для таможни. Во-вторых, отрицательную роль сыграло то, что, в отличие от физлиц, участники эксперимента по упрощенной торговле не имеют возможности доплатить разницу в случае превышения порога стоимости отправления, объясняет Цедрик.
«Если обычный человек, допустим, везет [товары] на 300 евро не в условиях проведения эксперимента, то часть из них на сумму 200 евро он может провезти беспошлинно, а за товары свыше этой суммы — то есть, за оставшиеся 100 евро он заплатит пошлину или по весу за килограмм, или от стоимости. А по условиям эксперимента, у лица, которое оформляется, такой возможности нет. В «пилоте» просто не прописали, не учли вот этот нюанс», — говорит Цедрик.
То пусто, то густо
Директор второй компании-оператора пилотной программы — калининградского отделения сервиса доставки «СДЭК» Виталий Квятковский наоборот отмечает, что после снижения порога стоимости объемы отравлений выросли. К примеру, за неделю до конца мая — до глобального технического сбоя в СДЭКе — в рамках эксперимента было отправлено около 450 — 500 посылок. Это почти вдвое выше, чем в апреле — несмотря на то, что продавцы с крупными дорогими товарами ушли.
«Часть участников переориентировались, стали что-то дешевле продавать, смартфоны, наушники. Подключились такие продавцы, которые имеют более мелкий чек до 200 евро: производители одежды, автоковриков», — рассказал Квятковский.
Такие противоречивые последствия изменений Игорь Цедрик объясняет способом доставки. Самолетом отправлять небольшие партии намного выгоднее, чем наземным или морским транспортом.
«Издевательство над жителями»
Снижение стоимости товаров для беспошлинного ввоза сказалось не только на калининградском бизнесе. Люди массово жалуются на возврат посылок, которые они отправляют на «материк». Оказалось, что если стоимость посылки превышает 200 евро, таможня вернет ее почте России, а та, в свою очередь, — отправителю для доплаты разницы. Об этом РБК Калининград рассказал глава фракции «Справедливая Россия — За правду» в Заксобрании, член постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Юрий Шитиков.
«Самое главное — такие решения, [как снижение порога стоимости отправления — прим.ред] принимаются без учета особенностей Калининградской области, которая находится в окружении иностранных государств. Поэтому получается нонсенс: калининградцы, отправляя [посылки] в Россию, подвергаются таможенному контролю. Ну извините, таможенный контроль для того, чтобы определить необходимость уплаты таможенных пошлин, должен быть на въезде. То есть, когда товары заходят на территорию Калининградской области, как везде. Но когда почтовые отправления между регионами России подвергаются таможенному контролю, это абсолютно необоснованно. И самое главное, затраты на эти таможенные процедуры и взимание пошлин превышают ту сумму пошлин, которая будет получена в результате доплат от калининградцев. Поэтому я считаю, что это просто издевательство над жителями региона», — объясняет Юрий Шитиков.
Через свою фракцию в Госдуме калининградские депутаты планируют продвигать инициативу о том, чтобы исключить Калининградскую область из списка регионов, на которое распространяются нововведения — как регион, наиболее пострадавший от введения западных санкций.
Игорь Цедрик и Виталий Квятковский говорят, что после изменений условий «пилота» региональные власти ведут мониторинг объемов продаж и отслеживают динамику отправлений. Собеседники надеются, что со временем все-таки удастся увеличить лимит стоимости отправлений, а значит, и вернуть бизнес, который ушел. Иначе какой смысл в эксперименте?
Ранее власти заверяли, что работа в этом направлении в регионе ведется. В областном минэкпроме РБК Калининград сообщили, что «продолжают прорабатывать этот вопрос во взаимодействии с федеральными ведомствами». От уточнения деталей там воздержались.
Как писал РБК Калининград, по мнению регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Светланы Нижегородовой, мечта перетянуть в Калининградскую область прибалтийские бондовые склады может стать реальностью, если в эксперименте будут участвовать как можно больше крупных компаний. При условии успешного продолжения эксперимента в регионе будет проще решать проблему транспортировки, полагает она.