Перейти к основному контенту
Калининград ,  
0 

Хотели как лучше. Почему бизнес выходит из эксперимента по упрощенке

Калининградский бизнес выходит из эксперимента по упрощенной торговле
Калининградцам стали возвращать посылки
Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

С 1 апреля порог беспошлинного ввоза посылок из Калининградской области на территорию основной России в денежном выражении снизили с 1000 до 200 евро. Что это значит для калининградцев, в том числе, для предпринимателей региона и как прошел первый год эксперимента по беспошлинной торговле, разбирался РБК Калининград.

Возможность беспошлинно вывезти товар

Все началось в июле прошлого года, когда в регионе стартовал эксперимент по упрощенной электронной торговле товарами между Калининградской областью и остальной частью России. Калининградский бизнес таким образом получил уникальную возможность беспошлинно вывозить товары за пределы свободной экономической зоны российского эксклава. Изначально в рамках эксперимента можно было отправлять почтой посылки на сумму до 1000 евро и весом до 31 кг. Воспользоваться новой льготой в первых рядах поспешили местные производители велосипедов. Через единственного таможенного представителя — компанию «Автотрансгарант» они начали отправлять свои проданные в интернет-магазине транспортные средства. Позже к ним присоединились продавцы электроники и бытовой техники.

Фото: Александр Подгорчук

Снижение и его противоречивые последствия

Но девять месяцев спустя стоимость отправлений снизили сразу в пять раз.

Для справки: До 2019 года порог беспошлинного ввоза товаров составлял 1000 евро, затем норму несколько раз снижали, и с января 2020 года она составляла 200 евро. Два года назад Евразийская экономическая комиссия (кроме РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) временно вернула порог к уровню 1000 евро, этот период несколько раз продлевался, последний раз – до 1 апреля 2024 года. С 1 апреля он вернулся к прежним 200 евро, и чтобы его увеличить требуется новое решение Совета ЕЭК, которое согласовывается на уровне руководства всех государств.

Число участников эксперимента по беспошлинной торговле резко пошло на убыль, сетует руководитель калининградского таможенного представителя АО «Автотрансгарант» Игорь Цедрик. Ушли и производители велосипедов, и продавцы крупной бытовой техники. Теперь в «большую» Россию в основном отправляют одежду, какую-то мелкую недорогую технику, парфюмерию и посуду.

Во-первых, по словам таможенного представителя, теперь люди не готовы для отправки дешевых товаров предоставлять паспортные данные, а они нужны для таможни. Во-вторых, отрицательную роль сыграло то, что, в отличие от физлиц, участники эксперимента по упрощенной торговле не имеют возможности доплатить разницу в случае превышения порога стоимости отправления, объясняет Цедрик.

«Если обычный человек, допустим, везет [товары] на 300 евро не в условиях проведения эксперимента, то часть из них на сумму 200 евро он может провезти беспошлинно, а за товары свыше этой суммы — то есть, за оставшиеся 100 евро он заплатит пошлину или по весу за килограмм, или от стоимости. А по условиям эксперимента, у лица, которое оформляется, такой возможности нет. В «пилоте» просто не прописали, не учли вот этот нюанс», — говорит Цедрик.

Посылки в рамках эксперимента принимают только от юрлиц, ЧП или самозанятых. Физлицо ее отправить не сможет — ему надо будет обращаться в «Почту России».«Пилот» по беспошлинной торговле продлится в Калининградской области до 30 июня 2025 года. После региональные власти планировали сохранить эти правила игры на постоянной основе.

То пусто, то густо

Директор второй компании-оператора пилотной программы — калининградского отделения сервиса доставки «СДЭК» Виталий Квятковский наоборот отмечает, что после снижения порога стоимости объемы отравлений выросли. К примеру, за неделю до конца мая — до глобального технического сбоя в СДЭКе — в рамках эксперимента было отправлено около 450 — 500 посылок. Это почти вдвое выше, чем в апреле — несмотря на то, что продавцы с крупными дорогими товарами ушли.

Фото: Александр Подгорчук

«Часть участников переориентировались, стали что-то дешевле продавать, смартфоны, наушники. Подключились такие продавцы, которые имеют более мелкий чек до 200 евро: производители одежды, автоковриков», — рассказал Квятковский.

Такие противоречивые последствия изменений Игорь Цедрик объясняет способом доставки. Самолетом отправлять небольшие партии намного выгоднее, чем наземным или морским транспортом.

«Издевательство над жителями»

Снижение стоимости товаров для беспошлинного ввоза сказалось не только на калининградском бизнесе. Люди массово жалуются на возврат посылок, которые они отправляют на «материк». Оказалось, что если стоимость посылки превышает 200 евро, таможня вернет ее почте России, а та, в свою очередь, — отправителю для доплаты разницы. Об этом РБК Калининград рассказал глава фракции «Справедливая Россия — За правду» в Заксобрании, член постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Юрий Шитиков.

«Самое главное — такие решения, [как снижение порога стоимости отправления — прим.ред] принимаются без учета особенностей Калининградской области, которая находится в окружении иностранных государств. Поэтому получается нонсенс: калининградцы, отправляя [посылки] в Россию, подвергаются таможенному контролю. Ну извините, таможенный контроль для того, чтобы определить необходимость уплаты таможенных пошлин, должен быть на въезде. То есть, когда товары заходят на территорию Калининградской области, как везде. Но когда почтовые отправления между регионами России подвергаются таможенному контролю, это абсолютно необоснованно. И самое главное, затраты на эти таможенные процедуры и взимание пошлин превышают ту сумму пошлин, которая будет получена в результате доплат от калининградцев. Поэтому я считаю, что это просто издевательство над жителями региона», — объясняет Юрий Шитиков.

Через свою фракцию в Госдуме калининградские депутаты планируют продвигать инициативу о том, чтобы исключить Калининградскую область из списка регионов, на которое распространяются нововведения — как регион, наиболее пострадавший от введения западных санкций.

Игорь Цедрик и Виталий Квятковский говорят, что после изменений условий «пилота» региональные власти ведут мониторинг объемов продаж и отслеживают динамику отправлений. Собеседники надеются, что со временем все-таки удастся увеличить лимит стоимости отправлений, а значит, и вернуть бизнес, который ушел. Иначе какой смысл в эксперименте?

Ранее власти заверяли, что работа в этом направлении в регионе ведется. В областном минэкпроме РБК Калининград сообщили, что «продолжают прорабатывать этот вопрос во взаимодействии с федеральными ведомствами». От уточнения деталей там воздержались.

Как писал РБК Калининград, по мнению регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Светланы Нижегородовой, мечта перетянуть в Калининградскую область прибалтийские бондовые склады может стать реальностью, если в эксперименте будут участвовать как можно больше крупных компаний. При условии успешного продолжения эксперимента в регионе будет проще решать проблему транспортировки, полагает она.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Калининград
Путин заявил, что отказ от начала спецоперации был бы преступнымПолитика, 11:29
Каким будет ИТ будущегоРБК и Corpsoft24, 11:22
Экипаж найденного на Камчатке самолета Ан-2 госпитализировалиОбщество, 11:16
Путин заявил, что у России не пропадало желание взаимодействовать с СШАПолитика, 10:55
Путин напомнил о «нулевой мировой войне»Политика, 10:41
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдыхРБК и Wey, 10:33
Сколько заработали Усик и Фьюри на боксерском реваншеСпорт, 10:26
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Власти назвали вероятную причину аварии Ан-2 на КамчаткеОбщество, 10:13
Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставкаPro, 10:09
«Это безумие». Что говорят о победе Усика над Фьюри в чемпионском боюСпорт, 10:07
Что такое ДСЖ и как будет работать в РоссииИнвестиции, 10:00
Как разморозить пенсионные накопленияРБК и ВТБ, 09:50
Губернатор Орловской области рассказал о последствиях ночной атаки дроновПолитика, 09:49
У арестованного экс-замминистра обороны нашли коллекцию ретроавтомобилейПолитика, 09:42