Вероника Лесикова: «Видим постепенное восстановление в экономике»

Согласно докладу Калининградстата о социально-экономическом положении Калининградской области в 2024 году, индекс промышленного производства в регионе год к году составил 103,5%, то есть, рост промышленности +3,5% против 4,6% в целом по стране. Оборот розничной торговли по отношению к 2023 году вырос на 10,7%, а оборот общественного питания — на 1,6%. Цены и тарифы на услуги с начала 2024 года увеличились на 12,9%, а реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, — на 7,5%.
О том, как меняется ситуация в экономике Калининградской области, о ее главных вызовах и драйверах РБК Калининград поговорил с вице-премьером правительства региона, министром экономического развития, промышленности и торговли Вероникой Лесиковой.
— Вероника Юрьевна, если брать за точку отсчета новой экономической реальности февраль 2022 года, корректно ли говорить, что сегодня, спустя три года экономика полностью оправилась от санкционного удара?
Комплексный показатель, который характеризует состояние экономики — это валовой региональный продукт. В 2022 году мы отмечали его снижение на 4,5%. В 2023 году ВРП вырос на 2,4%, а по итогам 2024 года, по оценке, ВРП увеличится по сравнению с 2023 годом на 4,7%. В целом, по цифрам снижение 2022 года, я думаю, нам уже удалось преодолеть.
Не все отрасли восстанавливаются одинаково быстро, но тем не менее, процесс запущен.
По итогам 2024 года рост производства в обрабатывающей промышленности (по итогам 2024 года на «обработку» приходится 84,5% калининградской промышленности — прим. ред.) составил 3,9%. Возможно, это не так много, как хотелось, но главное было переломить отрицательную динамику двух предыдущих лет. Выход на докризисный уровень, учитывая проблемы с доступностью финансовых ресурсов в условиях высокой ключевой ставки, которые фиксируют практически все промпредприятия, ожидаем в 2026 — 2027 годах.
Кроме действующих предприятий строятся новые заводы, поэтому я уверена, что ситуация постепенно стабилизируется.
— Какие сферы в 2024 году росли, а какие падали — о чем говорит свежая статистика по итогам года?
Объемы производства пищевой перерабатывающей промышленности выросли на 14,6%, а рост объема продукции сельского хозяйства 7,4%. Важные показатели, учитывая задачу обеспечения продовольственной безопасности нашего региона.
На 27,4% выросли объемы в фармацевтическом производстве — это прямой результат открытия два года назад завода «Отисифарм Про».
Оживает машиностроение: объем производства в отрасли в прошлом году вырос на 23%. Автопром — рост 3,8%. Объемы строительных работ выросли на 3,1%. Строим, значит развиваемся. На высоком уровне сохраняются объемы жилищного строительства. В 2024 году было введено в действие 1,2 млн квадратных метров жилья.
Растет турпоток, соответственно, развивается сфера торговли и платных услуг. Так, оборот розничной торговли увеличился почти на 11%, а объем платных услуг населению — на 5,9%. Это всё в сопоставимых ценах, поэтому здесь такие показатели, которые действительно говорят о росте.
Оборот организаций транспорта вырос более, чем на 30%. И, как результат, мы видим рост доходов в бюджет Калининградской области: в 2024 году по сравнению с 2023 годом он составил более, чем 20%.
Сокращение объемов производства по итогам года отмечается в производстве мебели, строительных материалов и электрооборудования.
— «Бешеные» вызовы, с которыми, по словам российского экономиста Натальи Зубаревич столкнулась в 2022 году Калининградская область, остаются актуальными для региона?
Первый и, наверное, главный вызов, который регион преодолевает, начиная с 2022 года, связан с нашим географическим положением и недружественными соседями. На нас сильно повлияло санкционное давление, а именно, транспортные ограничения. И когда летом 2022 года нам практически перекрыли сухопутный транзит в направлении остальной части России, то это, конечно, был вызов для всего предпринимательского сообщества и для всей области. И эта проблема не могла быть решена силами одного региона.
При поддержке федерального правительства за очень короткое время на калининградском направлении удалось серьезно увеличить количество судов. Мы перенаправили грузопотоки на морскую линию, и теперь более четырех с половиной миллионов тонн грузов перевозятся в рамках морского сообщения между нашим регионом и другими субъектами России. В таких сложных условиях перед предприятиями региона стояла задача по переориентированию всей своей логистики. Это, конечно, дополнительные затраты, но, тем не менее, можно говорить о том, что наш бизнес справился.
Сегодня на калининградском направлении работают более 25 судов, они обеспечивают транспортировку продукции наших промышленных предприятий и товаров, которые нужны калининградцам, от Санкт-Петербурга до портов в Балтийске, Калининграде и теперь уже в Пионерском и обратно.
Сейчас уже можно говорить, что транспортное сообщение налажено, несмотря на то, что наши недружественные соседи продолжают вводить ограничения. Например, квоты на железнодорожные перевозки в 2025 году сократили еще на треть по сравнению с тем, что было в 2023 году.
Второй вызов, собственно, тоже связан с географическим положением и заключается в близости к Европе. До начала 2022 года мы были ориентированы на внешнеторговые связи со странами Евросоюза. Потребовалось немало усилий, чтобы переориентировать производство и перенаправить продукцию в другие страны. Сегодня наши предприятия выходят на новые рынки, и спектр стран, с которыми мы ведем торговлю, серьезно увеличивается. Предприниматели активно взаимодействуют с Китаем, Белоруссией и другими странами СНГ, Бразилией.
Очевидно, что вызов 2022 года способствовал мобилизации усилий нашего бизнеса. Калининградские предприятия меняли свои экспортные поставки, находили новых партнеров по импорту и, таким образом, развивали свои производства.
Постепенно, но неуклонно наращиваем долю калининградских предприятий в импортозамещении. Примеры — всем известные сегодня полуприцепы «Грюнвальд», трансформаторные подстанции «Балтэнергосервиса», оборудование для предприятий нефтяной и газовой промышленности «Петробалтсервиса», бумажная упаковка «Дуэко Интернешнл», стальные трубы «Технотюба» — этот список можно продолжать.
Драйвером промышленного роста региона сегодня выступает обрабатывающая промышленность, ее продукция используется не только на территории Калининградской области, других регионов Российской Федерации, но и идет на экспорт. Если мы посмотрим на инвестиции в обрабатывающую промышленность, то за последние пять лет они увеличились в семь раз. А это означает, что строятся и развиваются заводы, новые промышленные центры.
— А что касается развития агропромышленного комплекса — на сколько процентов мы обеспечиваем себя продовольствием? Большой объем продуктов ретейлерам приходится завозить...
В своем послании губернатор Алексей Беспрозванных поставил задачей номер один обеспечить продовольственную безопасность Калининградской области. Поэтому те проекты, которые реализуются в сфере пищевой переработки, в сельском хозяйстве — в приоритете. Важно максимально обеспечить регион мясом, молоком, яйцами, овощами — всем необходимым продовольствием. И уровень обеспеченности по ряду направлений уже достаточно высокий.
Мы полностью закрываем свои потребности по картофелю, мясу, мясопродуктам, по молочным продуктам — на 92%, практически на 90% — по яйцу. По овощам — на 74%, это достаточно высокий уровень самообеспеченности, но планируем увеличить этот показатель до 85% к 2030 году.
— Туризм у нас сегодня очень модная тема. Много разговоров о вкладе этой сферы в экономику. У нас очень любят измерять турпоток, говорить о его «беспрецедентном увеличении». А что туризм реально дает области?
Доля туризма в ВРП составила 3,6% в 2022 году — это пока последние официальные статистические данные. По оценкам за 2023 и 2024 год она может превысить 4%.
Здесь я бы выделила два ключевых направления. Первое касается формирования новых туристических маршрутов, движения к центру и на восток Калининградской области. Цель — «увести» туриста от побережья и Калининграда, где колоссальная нагрузка на инфраструктуру. Кстати, в этом деле серьезно помогает программа по вовлечению в экономический оборот объектов культурного наследия. Мы даже не ожидали, что результат будет настолько впечатляющим. Недавно побывала в замке Тапиау, который восстанавливается по этой программе. Инвесторы — большие молодцы. Наверняка многие уже были в музее оружия, который открыли в замке. Не буду раскрывать все секреты, скажу лишь, что скоро там появится новый интерактивный музей, который впечатлит абсолютно всех. На развитие таких точек притяжения мы делаем ставку в сфере туризма.
Еще одно большое направление связано с масштабным проектом, созданием нового туристического города на территории Калининградской области — круглогодичного курорта «Белая Дюна». Проект реализуется при поддержке Президента России и по его поручению. В этом году начнется разработка проектно-сметной документации на создание обеспечивающей инфраструктуры для этого курорта. А непосредственно гостиницы, аттракции «Белой Дюны» уже будут создавать инвесторы, и к 2030 году рассчитываем увидеть первые результаты.
— Острая проблема, о которой все в регионе знают и которую губернатор Алексей Беспрозванных обозначил как один из главных факторов, мешающих экономике развиваться — это дефицит квалифицированных кадров...
Дефицит представителей определенных профессий — это вызов, который стоит сегодня перед всеми регионами. В Калининградской области очень сильная система профессионального образования, у региона серьезные компетенции в этом направлении. И задачи по обеспечению квалифицированными специалистами новых производств, будут решаться, в первую очередь, с опорой на систему СПО.
Руководители калининградских предприятий хорошо понимают, что необходимо усиливать взаимодействие с вузами и ссузами региона — с тем, чтобы получить на выходе специалиста, который нужен для конкретного предприятия. Насколько масштабна и стратегически значима для бизнеса эта работа видим по региональной программе «Баланс трудовых ресурсов», которая объединяет наши крупнейшие промышленные заводы и учебные заведения. По итогам опроса участников программы
прогнозная потребность в инженерно-технических кадрах на период 2024 — 2029 год оценивается в 2 682 человека. К слову, почти треть этих специалистов требуется для «ОКБ «Факел». Данные, которые мы получаем от участников «Баланса трудовых ресурсов», в итоге учитываются при формировании контрольных цифр приема на обучение по программам СПО за счет средств областного бюджета. На 2024-2025 год эти показатели по сравнению с предыдущим годом удалось увеличить на 20%, а на следующий учебный год — на 17%.
Кроме того, по линии регионального минэкпрома помогаем субсидиями предприятиям, которые вкладываются в оснащение материально-технической базы образовательных организаций, в те же профильные классы в школах. В 2023 — 2024 годы во взаимодействии с системой образования «ОКБ «Факел» открыло в школах области несколько космических классов.
Хорошие результаты в плане взаимодействия работодателей и учебных заведений показывают отраслевые кластеры: машиностроительный, судостроительный.
С учетом потребностей строящейся гигафабрики Росатома, планов по развитию ОКБ «Факел», завода «Энкор» и других предприятий планируется создание кластера электротехнической отрасли.
Передовым центром по подготовке квалифицированных кадров, в том числе, для промышленных предприятий станет кампус «Кантиана» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Уже формируется пул его индустриальных партнеров, обсуждаются программы целевого обучения.
— По итогам 2022 и 2023 годов в регионе был многократный рост самозанятых. За счет чего идет этот рост? И какая динамика была в 2024 году?
Интерес к этой системе достаточно высокий: очень просто зарегистрироваться, низкая налоговая нагрузка, отсутствует отчётность, можно гибко управлять своими проектами. Поэтому вот такое я бы сказала «обеление» теневого сектора экономики через механизм самозанятости — это благо. В Калининградской области активно развиваются туризм, торговля, сфера услуг, и самозанятые как раз в этих отраслях серьезно присутствуют.
Количество самозанятых растет во всех регионах. В Калининградской области по итогам 2024 года их численность составила 92,8 тыс. человек, это на 37% больше, чем годом ранее. Но для нас важно, чтобы в этой цифре росла доля самозанятых, которые фиксируют доход и начинают платить налоги. Потому что просто самозанятый, который заявился, но не получил и не показал ни рубля дохода, это, конечно, не совсем эффективная история.
В прошлом году из 88 тысяч более 60 тысяч — то есть, 68% самозанятых, отчитались о доходах. Видим ежегодно небольшой, но рост доли самозанятых с доходами — это очень важно.
— Малый и средний бизнес как чувствует себя сегодня и каков его вклад в экономику?
Традиционно Калининградская область входит в десятку лидеров по вовлеченности населения в малый и средний бизнес. Малый бизнес — основа нашей экономики. Он создает треть валового регионального продукта.
Сегодня в Калининградской области 238 тысяч занятых в МСП, что превышает значение 2023 года более чем на 19 тыс. человек.
Важно и то, что происходит изменение структуры малого и среднего предпринимательства. В прошлом году отмечен рост числа средних предприятий: по сравнению с 2022 годом этот показатель вырос более чем на треть. Также стало больше малых предприятий — рост составил порядка 9%. Это свидетельствует о том, что предприятия начинают работать более стабильно.
— Губернатор Алексей Беспрозванных ставит задачу удвоения ВРП? За счет чего и в какие сроки это реально и, главное, где взять кадры для выполнения столь амбициозной задачи?
Да, эта цель заявлена в рамках одного из пяти приоритетов, которые Алексей Беспрозванных определил в своей работе и в деятельности правительства области в горизонте пяти лет. Когда мы говорим об удвоении ВРП, важно понимать, что речь идет о росте в номинальном выражении. Если переходить на сопоставимые цены, то мы планируем, что к 2030 году ВРП увеличится на треть. Задача, поставленная губернатором, вполне осуществимая.
— За счет чего?
В регионе запускаются новые производства в промышленности и агропромышленном комплексе. Ежегодно растет турпоток, значит, развиваются торговля и сфера услуг. Вкладываемся в развитие инфраструктуры, соответственно, растут объемы работ в строительном секторе. И та работа, которая сегодня проводится по поддержке новых инвестиционных проектов, также даст свои результаты в ближайшем будущем.
Понятно, что ни один проект не «взлетит», если не будет квалифицированных кадров. Об их подготовке внутри региона уже говорила. Но также работаем над привлечением кадров из-за пределов региона: по программе релокации, через меры поддержки для работников здравоохранения, образования, социальной защиты.
— Долгое время высокая миграция в Калининградскую область жителей других регионов оставалась, в том числе, одним из ключевых факторов развития экономики, давала кадровый приток. В 2023 году стало понятно, что миграционный приток начал ослабевать. Как сейчас обстоит дело, если сравнивать с ситуацией, скажем пятилетней давности?
Миграционный прирост за последние пять лет сократился более чем в 2,5 раза. На решения граждан о переезде, конечно, могла повлиять геополитическая ситуация вокруг региона. Надеемся, что в среднесрочной перспективе ситуация изменится.
— Недавно мы брали интервью у одного из крупных калининградских девелоперов, который давно работает на рынке. Он заявил, что отмена льготных ипотечных программ вкупе с ростом ключевой ставки создают ситуацию «идеального шторма» на строительном рынке. Произошло сильное удорожание ипотечных кредитов, снижение спроса и покупательской активности, а значит, и снижение притока денег. И первое, что приходит в голову застройщикам в такой ситуации — не начинать новые проекты. Для экономики региона в целом это критично? Как в этих условиях идет реализация крупных инвестпроектов и есть ли те, которые пришлось по этой причине заморозить?
Я бы сказала, что ситуация сложная, но не критичная. Об этом свидетельствуют цифры: если сравнивать объемы ввода жилья в период 2020 — 2024 годов, то они стабильно находятся в диапазоне 1 — 1,2 млн кв. метров. Понятно, что 2024 год — это завершение тех проектов, которые ранее были начаты. Тем не менее, мы видим серьезную инвестиционную активность и продолжается реализация тех проектов, которые были задуманы. Есть случаи, когда некоторые проекты откладываются на год — два, но это, опять же подчеркну, единичные случаи.
Продолжается строительство промышленных, социальных, туристических объектов, инфраструктуры. По этим показателям с учётом крупных строек на территории области, я уверена, мы будем сохранять позиции. Если это будет не ввод жилья, значит, будет ввод промышленных объектов или объектов туристической инфраструктуры.
— В перспективе объемы жилищного строительства могут сократиться?
Я так не думаю, потому что мы видим интересы застройщиков. На заседаниях инвестсовета заявляются крупные проекты, связанные со строительством гостиничной инфраструктуры, новых жилых комплексов. Хотя, конечно, в условиях сегодняшних цен на жилье и высоких ставок на ипотечные кредиты, спрос на приобретение квартир снизился. Ключевая ставка не всегда будет такая высокая. По прогнозу Банка России к 2027 году она будет находиться в нейтральном диапазона 7,5 — 8,5% годовых. Интерес к Калининградской области будет поддерживаться всегда.
- «Автотор» и «Содружество» остаются «кормильцами» экономики по объему налоговых отчислений? Есть ощущение, что в калининградском автопроме дела идут не так хорошо, как ожидалось…
«Автотор» и «Содружество» — по-прежнему системообразующие предприятия Калининградской области. И их деятельность для Калининграда и региона очень важна. Предприятия входят в число крупнейших налогоплательщиков.
Что касается «Автотора», то объём поступлений в бюджет Калининградской области по итогам 2022, 2023 и 2024 годов несколько сократился по сравнению с предыдущими годами. Это вполне объяснимо в сегодняшних условиях.
Тем не менее, «Автотор» развивается. В сложнейших условиях компания начала работу с новыми брендами, выпустила свой электромобиль «Амбер Авто». Холдинг реализует планы по повышению уровня локализации производства, строит 12 новых заводов по производству автокомпонентов. «Автотор» заключил специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли РФ (СПИК), по которому компания до 2033 года должна инвестировать в свои предприятия 70 млрд рублей. Из них восемь миллиардов будут вложены в производство уже в 2025 году. В частности, компания планирует открыть завод по производству электронных систем управления автомобилями, а также завод по производству компактных электромобилей, в том числе для маломобильных групп населения. Верим в калининградский «Автотор» и в то, что он восстановит докризисные объёмы производства.
Что касается «Содружества» — это один из крупнейших агропромышленных холдингов страны и ведущий экспортер аграрной продукции на территории нашей области. Предприятие обеспечивает порядка 15% потребности всей комбикормовой промышленности России, более 25% экспорта продукции глубокой переработки масложировой продукции России и более 90%экспорта продукции АПК Калининградской области. Это тоже значимый налогоплательщик — если я не ошибаюсь, по итогам 2024 года все его компании и группы формируют порядка 2% налоговых поступлений в бюджет Калининградской области.
— Приоритеты господдержки предприятий и бизнеса как меняются год к году?
В этому году меры поддержки серьезно смещаются в сторону новых инвестиционных проектов, направленных на создание новых промышленных производств, на развитие проектов в сфере сельского хозяйства. Такой акцент обусловлен важностью обеспечения промышленной и продовольственной безопасности региона.
Конечно, есть большой запрос на дешевое оборотное финансирование. Но с учетом ограниченности государственных ресурсов, на «оборотку» сегодня льготные кредиты не выдаются, только на инвестиционные цели.
— Инфляция в Калининградской области в 2024 году преимущественно превышала и среднероссийский уровень и уровень регионов Северо-Запада. Если говорить о причинах, что в нашем случае первично — особое географическое положение региона и, как следствие, трудная логистика или что-то другое? И есть ли на региональном уровне экономические инструменты, которые могли бы этот рост замедлить?
У нас всегда инфляция была на один процентный пункт выше общероссийских показателей. А сегодня у нас, условно говоря, к цене на каждый килограмм ввозимого продукта добавляется от 10 до 14 рублей доставки. И когда говорим о продукции местных товаропроизводителей, мы также не должны забывать о том, что современное сельское хозяйство требует качественных комбикормов, современной агротехники и удобрений. Это тоже доставка морем и дополнительные затраты.
Например, удобрения: допустим, селитра аммиачная, с учетом доставки в Калининградскую область выходит на 10 тысяч рублей за тонну дороже, чем на остальной территории страны. А эти удобрения нужны каждому сельхозпроизводителю. Поэтому, конечно, логистика отражается на стоимости продуктов.
Фиксировать цены мы не можем, но власти региона не устраняются от проблемы. Вы знаете, что Алексей Беспрозванных лично контролирует этот вопрос и по результатам его совещаний и встреч с бизнесом в Калининградской области заработала программа доступных цен. На текущий момент шесть торговых сетей и одиннадцать товаропроизводителей подписали соглашение, которое устанавливает предельные наценки на 26 социально значимых товаров.
Но первоочередная задача — это все-таки создание конкуренции на рынке, увеличение предложения по продуктам, и, соответственно, поддержка тех проектов, которые предполагают такие решения. Например, в ближайшее время рассматривается вопрос о строительстве промышленного инкубатора для яиц на территории Калининградской области. Это важно с точки зрения обеспечения области яйцом и куриным мясом.
— Недавно на заседании правительства Калининградской области Вы сказали, что власти намерены защитить резидентов Особой экономической зоны региона от повышения ставки налога на прибыль. Это уже точно? Или пока идет только переговорный этап?
С этого года произошло увеличение ставок по налогу на прибыль. Но по нашему мнению, это увеличение не должно распространяться на действующих резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Направили запрос в Министерство финансов, но к сожалению, ответ мы получили не тот, который хотели. Поэтому еще одно обращение за подписью Алексея Сергеевича Беспрозванных ушло в адрес председателя Правительства Российской Федерации, мы просим проработать вопрос об обеспечении исполнения гарантий действующих резидентов калининградской ОЭЗ в части сохранения налоговых ставок.
С учетом состоявшегося на площадке Аппарата Правительства РФ совещания подготовлены предложения по изменениям в Налоговый кодекс в части установления гарантий сохранения пониженных налоговых ставок для наших инвесторов, уже включенных в реестр резидентов.
— То есть, новых резидентов затронет увеличение ставок по налогу?
Да, на них будут распространяться новые требования. Понятно, что в первые шесть лет они будут освобождены от налога на прибыль, а в последующие 6 лет они будут платить 50% от действующей на тот момент ставки.
— В продолжение этой темы вспоминается бурно обсуждавшаяся у нас в бизнес-среде региона перспектива сокращения льгот новым резидентам Особых экономических зон — тогда Минфин РФ лоббировал поправки в Налоговый кодекс. Как часто бывает, пошумели и разошлись. А что все-таки с этой инициативой было дальше?
Доработанный Минфином законопроект в начале текущего года поступил на согласование в субъекты РФ. В текущей версии документа регионам предоставили возможность устанавливать соотношение объема налоговых льгот к капитальным вложениям.
Но мы считаем, что подход Минфина России к уравниванию всех ОЭЗ в России не должен распространяться на Калининградскую область, где преференциальный режим является компенсационным и установлен не только для привлечения инвестиций, но и для сохранения и развития экономики региона. Сейчас взаимодействуем с нашими бизнес-ассоциациями по подготовке предложений по изменению 16-ФЗ. Часть из них касаются таможенного администрирования, что тоже важно, потому что идет серьезная нагрузка на бизнес в этой части. В ближайшее время будем готовы выйти на федеральное правительство с нашими инициативами.
— Речь идет об этом полугодии?
Да, конечно, в этом полугодии. Хочу подчеркнуть, что даже в таких сложных условиях, с учетом высокой ключевой ставки, непростой логистики интерес к Калининградской области в части реализации новых инвестиционных проектов сохраняется. В прошлом году в нашу Особую экономическую зону пришли 35 новых резидентов, а суммарно их сегодня 328. Уверена, что и дальше калининградская ОЭЗ будет востребована у инвесторов.
— Через два месяца стартует Петербургский Международный Экономический форум. Из подписанных в прошлом и позапрошлом годах соглашений все ли реализуются?
В 2024 году на форуме были подписаны соглашения о сотрудничестве между Правительством Калининградской области и инвесторами по масштабным инвестиционным проектам. Они касались развития туристической инфраструктуры, городской инфраструктуры, агропромышленного сектора. При реализации этих проектов ожидаем объем инвестиций порядка 560 млрд руб. Планируем, что в бюджеты всех уровней поступит более 200 млрд руб. Все проекты реализуются, нет проектов, которые на паузе. Приведу несколько примеров.
В прошлом году на ПМЭФ заключили соглашение о сотрудничестве с группой компаний «Новые башни», которая планирует вложить в инфраструктуру связи около 500 млн руб. На сегодняшний день уже установлены 13 антенно-мачтовых сооружений для размещения базовых станций мобильной связи.
Также было заключено важное соглашение с АО «ТВЭЛ» и ООО «РЭНЕРА» о развитии электромобильности до 2030 года в Калининградской области. В рамках этого соглашения в прошлом году было введено в эксплуатацию сразу два крупных зарядных хаба на острове Октябрьский и в Храброво. В рамках этого соглашения
крупнейший оператор каршеринга «Делимобиль» прорабатывает реализацию в регионе «пилота» по предоставлению в аренду 500 электрокаров калининградского производства. Работу продолжаем, потому что действительно видим перспективы в развитии электромобильности, учитывая строительство завода по производству ячеек для литий-ионных аккумуляторов в Немане и производство электромобилей на нашем «Автоторе».
Еще одно соглашение, которое заключалось на ПМЭФе, тоже было связано с АО «ТВЭЛ» и касалось наращивания социального капитала Советска и Немана. В рамках этого соглашения сформированы народные программы городских изменений «Радиус доверия». В прошлом году в Немане поддержку получили пять инициатив в этом направлении на 15 млн руб, в Советске — 7 инициатив на 26,5 млн руб. Соглашение реализуется.
Российское Агентство Стратегических инициатив опубликовало свой рейтинг оценки усилий местных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан по итогам 2024 года. Калининградской области впервые за четыре года нет в топ-20 российских регионов по качеству жизни. В 2021 году мы были на 11-м месте, в 2022 — на 10-м, в 2023 на 18-м. Чем это объяснить?
Несмотря на то, что мы улучшили свои позиции по 87 показателям из 140, другие регионы продемонстрировали рост показателей больше, чем в Калининградской области. Они, образно говоря, бежали быстрее. Безусловно, нам есть, над чем работать, будем стремиться к тому, чтобы вернуться в топ-20 как минимум.
Вы стали вице-премьером в этом году. Что изменилось в работе? И что Вас сейчас больше всего волнует в профессиональном плане?
Теперь помимо минэкпрома, я курирую министерство сельского хозяйства, агентство по международным и межрегиональным связям и министерство цифровых технологий и связи. Хотя со всеми этими ведомствами и раньше постоянно взаимодействовала, у минэкпрома всегда много межведомственных проектов. Кроме того, возглавляя администрацию Особой экономической зоны, занимаюсь всеми инвестпроектами, которые проходят через наш минэкпром, а это проекты в разных сферах: и в сельском хозяйстве, и агропромышленном комплексе, в IT, связи, туризме. В новом статусе больше возможностей для того, чтобы реализовать те задачи, которые ставит перед командой правительства области губернатор Алексей Беспрозванных.