Янтарный кластер: «Хотим свой аналог программы поддержки «Восток»
Производители изделий из янтаря больше всего нуждаются в кредитной линии для пополнения оборотных средств. Отрасли нужна отдельная программа господдержки. Об этом в интервью РБК+ заявил руководитель Ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов.
«У нас есть приоритетная программа «Восток», а мы хотим свой собственный аналог — «Янтарь». И, конечно, настало время создать некое подобие «оранжевой книги» — консолидированного свода мер поддержки для янтарной отрасли. Возможно, в форме областного закона.
[...] Мы прогнозируем повышение готовности по вхождению предпринимателей в режим особой экономической зоны. Возможно, барьер входа для янтарной отрасли надо снизить, как это сделано в отрасли IT. Тогда мы получим гораздо больше открытых, экспортно ориентированных компаний», — полагает Федосов.
По его словам, в турсезон соотношение идущей на экспорт продукции из янтаря и товара, который продается внутри области составляет 40% на 60%, а в остальное время ровно наоборот — 60-65% на 35-40%. Наибольший прирост наблюдается на ювелирном направлении и в бижутерии.
В то же время, ситуацию в среднем по отрасли глава кластера охарактеризовал как неутешительную. В 2014 году работало 359 компаний, сегодня их вдвое меньше — 166, из которых в кластер объединены 32.
Одной из главных проблем для производителей Антон Федосов считает системный затрудненный вывоз готовой продукции. Она требует решения на федеральном уровне.
«Это дисбалансы на российском и мировых рынках в части пошлин на ввоз, вывоз готовой продукции. Зачастую на основные рынки сбыта наши изделия приходят со 100% накрутками от логистики, пошлин и сборов».
При этом именно вывоз продукции является ключевым для предприятий кластера, поскольку большинство предприятий работает с сетевыми продавцами, говорит руководитель Ассоциации.
«Калининградский рынок даже при наличии большого количества туристов — это не тот рынок, для которого стоит создавать массовое производство готовой продукции. Мы вынуждены ориентироваться на рынок России и другие рынки мира. Здесь я говорю про предприятия кластера, а не за всю отрасль в целом.
Многие ориентируются на экспорт — это не только Китай, но и страны Ближнего Востока, Турция, страны Европы. У нас есть официальные экспортеры — ювелирные производства, которые ориентируются на Европу. География экспорта готовой продукции будет расширена. Сейчас вся отрасль пользуется тремя каналами сбыта: биржей, оптовыми контрактами и аукционами», — сообщил в интервью Антон Федосов.
Он напомнил, что в конце июля впервые в истории отрасли был заключен крупнооптовый прямой контракт с перспективой ежегодного продления на поставку сырья между кластером и «Калининградским янтарным комбинатом».
«На текущий момент объемы являются скромными — 25 тонн на полгода, или примерно 5% от объема добычи АО «Калининградский янтарный комбинат». [...] Реестровый номер Минпромторга, который нам присвоили в 2019 году, требует серьезного внешнего аудита и соответствия. Просто так его не получить. То есть, на федеральном уровне признали, что мы эффективны, являемся цивилизованным игроком, имеем серьезный потенциал роста.
Сейчас — новый этап: мы консолидируем систему стратегических закупок, чтобы обеспечить плановый характер ведения бизнеса. Нам нужно исполнить показатели стратегии, уйти от сырьевого экспорта, получить добавленную стоимость на территории области, а это и зарплаты, и налоги и инвестиции.
Если мы говорим про рост в 7% ежегодно (это наши темпы до пандемии), то это одна история. А если нам надо обеспечить 21% роста ежегодно, то нужен совсем другой подход. Системный, организованный, стандартизированный. Если не обеспечить плановые гарантированные поставки сырья, рост переработки не получить», — объясняет эксперт.
Он утверждает, что сегодня предприятия янтарной отрасли постепенно уходят от работы по серым схемам.
«Практически устранены такие негативные явления, как черные копатели, идет борьба с контрабандной и контрафактной продукцией, многие компании вышли из серого сектора и работают официально», — заявил глава янтарного кластера.
Ранее РБК Калининград писал, что работающие в янтарной отрасли компании начали самостоятельно выходить на такие зарубежные и российские интернет-площадки, как Wildberries, Ozon, Amazon и другие. Пока это — индивидуальные случаи, коллективных аккаунтов нет. Но так или иначе, под влиянием пандемии приоритеты янтарщиков смещаются в онлайн торговлю, где идет хороший рост продаж.