Фермерский Калининград: что ярмарки дают местным производителям
На данный момент в Калининграде работает 5 рынков, на которых продается в том числе и фермерская продукция. По выходным на площади у Дома Советов проводится сельскохозяйственная ярмарка. Также осенью собираются открыть еще две площадки, на которых местные производители смогут продавать свои товары, рассказали в комитете экономики, финансов и контроля администрации Калининграда.
«В соответствии с федеральным законом №116-03 от 03.06.2009 администрацией Калининграда издано постановление об определении количества торговых мест на розничных рынках города. По нему на универсальных рынках площадки размещения для региональных производителей продукции должны составлять не менее 25% от общего количества оборудованных для торговли мест», — сообщает пресс-служба мэрии Калининграда в ответ на официальный информационный запрос РБК-Калининград.
Власти города проводят постоянную работу с управляющими компаниями рынков по предоставлению мест для фермеров и жителей области, желающих реализовывать продукцию из подсобных хозяйств, подчеркнули в пресс-службе. На данный момент в общей сложности на площадках города оборудовано 456 мест для региональных сельхозпроизводителей.
По данным горадминистрации, на калининградских рынках доля точек продажи, предоставляемых региональным производителям, составляет от 25% до 32,5% от общего числа мест. Кроме того, в торговом комплексе «Миранда» на ул. Интернациональной оборудована площадка на 50 мест для реализации фермерской продукции. А на Центральном рынке в сезон дополнительно оборудовали 350 лотков для продажи товаров с приусадебных участков.
В ближайшее время ожидаются и небольшие изменения: в середине сентября площадка у Дома Советов закроется в связи с началом работ по организации фан-зоны к ЧМ-2018. Одновременно должна начать работу ярмарка у Южного парка на проспекте Калинина, 2, и ярмарка выходного дня на перекрестке Киевской и Тихорецкой. На этих площадках есть места для въезда и выезда транспорта, покрытие, а рядом находятся автобусные остановки для удобства горожан, отметили в администрации Калининграда.
«Продажи — грех жаловаться»
Цены на продукцию местных производителей на рынках невысокие. При этом при продаже мелким оптом можно неплохо сэкономить: например, килограмм картошки будет стоить 8 рублей, если брать минимум 10 кг, рассказал глава КФХ «Соболев» Степан Соболев. Также выгодно можно взять и другие овощи и фрукты напрямую у производителей, которые ранним утром привозят продукцию на городские рынки.
Собственники хозяйств с небольшим объемом производства сами реализуют свою продукцию на рынках. Владелица хозяйства «Андрейчикова» в Гвардейском районе Алена Андрейчикова сообщила, что для их хозяйства ярмарка — основной канал сбыта продукции. «На Доме Советов было удобно продавать. До Нового года мы успевали продать весь урожай, у нас небольшие объемы», — пояснила она, добавив, что поскольку хозяйство торгует только на ярмарке, то наценка на товар минимальна.
А некоторые производители участвуют в ярмарках от случая к случаю. Например, хозяин КФХ «Отт» в Озерском районе Эдуард Отт сказал, что на данный момент продукцию реализует преимущественно напрямую покупателям, которые по телефону заказывают необходимый объем мяса и забирают его. «Пока для постоянного участия в ярмарке объемов нет, при наращивании производства будем задумываться», — поделился планами он, отметив, что в дни участия в ярмарке «продажи — грех жаловаться».
Представители фермерских хозяйств отмечают: участие в ярмарке окупается даже с незначительными наценками. Для сельхозпроизводителей даже установлены особые цены на торговые места: от 50 рублей за день торговли на Захаровском рынке, ул. Дзержинского и Балтийском рынке, от 80 рублей в день на Центральном и от 150 рублей на Сельме. Но такие расценки могут получить при заключении договора только те, кто имеет справку о наличии фермерского хозяйства или книжку садовода. Индивидуальные предприниматели и юридические лица без этих документов смогут арендовать место лишь на общих основаниях, пояснили в мэрии Калининграда.
Рынок еще не сформирован
Власти идут навстречу местным производителям. Направление поддержки крестьянско-фермерских хозяйств и развития сельхозрынков было выбрано еще при предыдущем правительстве, этого курса придерживается и новая команда управленцев, говорит президент Калининградской региональной ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции Александр Иванов, добавляя, что организации продаж стали уделять все больше внимания не только в Калининграде, но и в муниципалитетах: ярмарки там проводят почти каждые выходные. И инициатива исходит от администраций на местах, подчеркивает Иванов.
«Главная сложность для фермера — это научиться использовать открывшиеся возможности. Понемногу фермеры начинают вживаться в ситуацию и понимать, что власти к ним расположены», — уверен Иванов. Однако проблема организации продажи продукции для фермеров остается актуальной. Ведь чтобы продавать товар самим, им приходится отвлекаться от уборки урожая или передавать вопрос торговли другим лицам. В то же время, по словам Иванова, сельхозпроизводителям сложно оценить свой товар для ярмарки объективно. «Дело в том, что не всегда фермер точно знает себестоимость своей продукции. А цены диктует рынок», — пояснил глава КРАПСП.
Несмотря на сложности с ценовой политикой, и руководитель ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции, и местные производители признали: ярмарки помогают не только в быстрой продаже товара, но и в получении «живых» денег для оплаты счетов, труда наемных работников (что особенно актуально в период сбора урожая) и погашения кредитов. При этом ежегодно в области увеличивается число молодых фермеров и, соответственно, увеличивается количество игроков на рынке и растет число участников ярмарок.
Оценить эффективность ярмарок как инструмента для продвижения товара и бренда конкретных производителей пока сложно, единогласно утверждают представители отрасли. Сами фермеры считают, что появляющиеся постоянные покупатели запоминают место, где торговали понравившейся продукцией, и лицо продавца, а не название хозяйства. Но за рамки конкретной ярмарки продвижение пока не выходит, заявляют производители.
«Оценивать эффективность еще рано. Мы имеем дело с еще не сформировавшимся рынком. Мы пока наблюдаем», — подчеркнул Александр Иванов.