Инвестировать с умом: бизнесмены региона обсудили, куда вкладывать деньги
Беседа в ресторане Hoffmann отеля Crystal House стала продолжением цикла встреч бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Калининград в формате клуба Winner. Партнерами встречи выступили Балтийский деловой клуб, ресторан Hoffmann отеля Crystal House, QBF и компания «Неско Северо-Запад».
Общепит и гостиницы
Модератор встречи — главный редактор радио «Комсомольская правда — Калининград» Василий Масальский — предложил участникам поделиться личным опытом инвестирования.
— Самое масштабное из наших вложений мы сделали в новое направление бизнеса — ресторан «Да», — первым вступил в обсуждение генеральный директор ООО «ЭнергоСервис» Андрей Багновец. — Это именно то, что и приносит удовольствие, и в то же время является бизнесом.
Инвестировать в общепит решил и генеральный директор рекламного агентства «Касатка-Медиа» Дмитрий Селиванов. Изучив рынок и пройдя специальное обучение, он обнаружил нишу, которая в Калининграде практически свободна, — и вместе с партнёрами открыл в 2018 году пельменную «Мамин сибиряк».
— Я сам из Сибири, и в детстве, как все, лепил пельмени с мамой. Нашёл партнёров, взяли кредиты. Идею пельменной реализовали с прицелом на то, чтобы в будущем развернуть сеть, — поделился он.
Рассмотрев целый ряд инвестиционных проектов, соучредитель Гвардейского мясокомбината Наталья Стрелецкая также решила вложить средства в объект индустрии гостеприимства, приступив к строительству гостиницы «Holiday Inn». Ещё на стадии проработки проекта выплыл ощутимый дефицит профессионалов:
— Нам предлагали массу идей — от Музея Кёнигсберга до «группы продлённого дня» на 2,5 тысячи квадратных метров. И все проекты оказались «сырыми». Нам не представили ни одного финансового расчёта. Профессионалов, которые бы чётко всё прописали, просто нет. Задаёшь вопросы — люди «плывут». Доверия к таким нет.
Генеральный директор отеля «Crystal House» Маргарита Звонок рассказала, что собственник отеля, приступая в своё время к строительству, остановил выбор на не вполне очевидном пути к окупаемости: взял курс на пятизвёздочный сервис. Дефицит специалистов проявился и здесь — уже на уровне исполнителей. Проблему удалось решить, пригласив на ключевые должности специалистов из Москвы, Петербурга и Болгарии.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что ёмкость регионального рынка в гостинично-ресторанной сфере по-прежнему высока. Маргарита Звонок сообщила, что собственник отеля «Crystal House» продолжает инвестировать в расширение бизнеса — в конце мая здесь откроется новая терраса на 1250 квадратных метров.
— У нас есть платежеспособная прослойка населения. Мы понимаем, что иногда гости вообще не смотрят на цены. Они хотят получить услугу высокого качества, и мы им её обязаны предоставить, — заметила Звонок.
Инвестировать или ждать
Оказалось, что некоторые из участников в прошлом году взяли паузу, чтобы осмотреться. Депутат Калининградской областной Думы Алексей Зиновьев признался, что в 2017 году устроил себе «что-то вроде каникул — изучить, чем можно заняться». Одна из проблем бизнеса, по его мнению, состоит в принципиальной невозможности строить какие-либо планы:
— Не думаю, что калининградские бизнесмены в состоянии прогнозировать правила игры в своих нишах хотя бы на пятилетний срок, — считает Зиновьев.
Участники встречи оказались единодушны в оценке инвестиционного климата: на подавляющем большинстве рынков, где теоретически могли бы работать вложения, сказывается замкнутость региона, и вкладывать средства в эти сектора не представляется выгодным. Зиновьев отметил, что он так и не решился заняться производством, несмотря на возможности, которые давало ему членство в Торгово-промышленной палате КО. Наталья Стрелецкая подчеркнула, что средства, направленные в строительство гостиницы, ранее планировалось вложить в расширение производства — Гвардейского мясокомбината. Однако это потеряло смысл: неравнозначные правила товарообмена с «большой Россией» не позволяют региональным производителям нормально развиваться.
— После 2014 года, по большому счету, каждое калининградское предприятие работает на выживаемость. Мы отсюда вывозить не можем, а к нам привозить — могут. Наш завод пока держится, есть имя и репутация. Но федералы-конкуренты имеют возможность устраивать шумные рекламные акции, давать скидки. А на одном лишь местном патриотизме потребитель долго не продержится, — посетовала Стрелецкая.
Приход крупных федеральных игроков сопровождается не только ценовым демпингом, но и уводом принятия ключевых решений с территории области, заметил Дмитрий Селиванов:
— Распределение рекламных бюджетов в Москве и Питере ударило по местному рынку рекламы. Количество компаний, готовых рекламироваться, сужается, а москвичи агрессивно продвигают свои услуги.
Наталья Калинина, управляющий Калининградским областным Центром ПАО «Почта Банк», высказала мнение, что у широких масс населения в целом неверное представление о том, что такое инвестиции.
— При изучении вопросов финансовой грамотности оказалось: многие убеждены, что для инвестирования необходимо сначала очень много заработать. Но это не так. Нужно учиться откладывать, — заметила Калинина. — Один из депозитов для физлиц у нас называется «Накопительный», входной барьер — 5 тысяч рублей.
По её мнению, начать можно и с инвестиций в собственное образование: сейчас много бесплатных обучающих онлайн-площадок. Пройдя обучение, можно организовать собственный бизнес, например, в интернете.
Среди участников беседы оказались те, кто когда-то начинал собственное дело даже не «с нуля». Андрей Багновец вспомнил, как в 2003 году открыл свой первый бизнес, стартовав с... минус 20 тысяч рублей:
— Это были две месячных зарплаты, которые мне не заплатили. Чтобы начать бизнес, нужно просто очень захотеть.
Новейшее или консервативное
Несмотря на активную раскрутку темы биткоина, большинство участников встречи не рассматривают криптовалюты в качестве предмета инвестиций.
Наталья Стрелецкая считает биткоин не инвестицией, а активом: «Это всё равно, что кто-то предложит инвестировать в доллар». Андрей Багновец после изучения темы пришёл к мнению, что «всё обвалится, когда однажды кто-то крикнет: «А король-то голый!»
Ирина Орликовская, вице-президент инвестиционной компании QBF, предметом профессиональной деятельности которой является финансовое планирование и доверительное управление, пояснила, что биткоин, как инвестиция, носит венчурный характер.
— Если в инвестиции не гарантируется сохранность капитала, то она не может генерировать доход. Биткоин можно рассмотреть в качестве инвестиции, но вложения в него должны быть не более 10% от капитала. И 10-летний опыт компании доказывает, что только диверсифицированный инвестиционный портфель может быть одновременно безопасным и доходным, — уточнила она.
В этом направлении пока ещё неизбежны юридические сложности, заметил Алексей Зиновьев:
— Ведь в России то, что не разрешено...
— В любой момент может быть запрещено... — подхватил Василий Масальский.
Орликовская подчеркнула, что сегодня возможности по подбору инвестиционного портфеля практически безграничны: управляющий способен сформировать клиенту портфель с любой доходностью.
Наталья Стрелецкая сообщила, что остановила выбор на строительстве гостиницы, когда перебрала все возможные варианты вложения средств
— Это «длинный» доход, но зато постоянный. Сегодня коммерческая недвижимость позволяет зарабатывать 6-7% годовых. Если есть свободные средства, думаю, что для Калининграда оптимум — вложиться в недвижимость. В расчёте, что область всё же будет развиваться.
Недвижимость пока ещё остаётся самым понятным инструментом инвестирования для россиян, подтвердила Ирина Орликовская, определив доходность от коммерческой недвижимости в районе 4-5% годовых. Но при этом отметила, что российский рынок ценных бумаг демонстрирует доходность от 9 до 18%.
IT или развлечения
По мнению участников, в Калининграде есть ниши для инвестиций, не занятые вообще никем.
Василий Масальский напомнил, что на одной из первых встреч клуба Winner высказывалась идея создать винный бар, но предложение так и не было реализовано. Маргарита Звонок высказала готовность к обсуждению этой темы, поскольку уже рассматривала похожую идею — открыть при отеле бар шампанского.
Она также заметила, что в регионе пустует ниша развлечений для детей и подростков, хотя «родители всегда тратят деньги на детей, и дети всегда будут хотеть развлекаться».
Дмитрий Селиванов привёл статистику, согласно которой в России растёт число заболеваний опорно-двигательного аппарата:
— В США в ходу повсеместно мини-мотоциклы, а у нас их почему-то нет. Задумался о том, чтобы проанализировать эту тему.
Наталья Калинина привела в качестве примера стартап в Сингапуре, предоставляющий в прокат велосипеды по QR–коду:
— Весь город завален доступными по цене велосипедами, их можно брать и оставлять в любом месте.
По её мнению, подобный проект можно было бы реализовать в нашем регионе в рамках программы по оздоровлению населения. В «здоровую» концепцию укладываются и размышления участников о возможности организации в региональных городах-курортах движения на электрокарах.
— Я сейчас всё больше склоняюсь к тому, что нужно развивать IT-проекты. И нужно целиться в «чужие» рынки, — сообщил Алексей Зиновьев. — Считается, что калининградские предприниматели более живучи — значит, у нас есть шанс выжить и в других регионах.
— Да, как бы мы ни хотели заниматься «классическим» бизнесом, всё равно движемся к IT, — поддержал его Андрей Багновец. — И мы стараемся быть в тренде, это неминуемо. Нужно избежать «добровольного старения».
Вполне вероятно, что свои самые заманчивые идеи предприниматели оставили при себе. Предмет инвестирования для многих игроков является темой скорее личной и не подлежащей публичному обсуждению. Но, возможно, это лишь проявление здравой осторожности: Калининград по-прежнему не укладывается в шаблон «депрессивного» для развития бизнеса региона. И девятая встреча Winner-клуба это ещё раз подтвердила.