Как санкции и уход компаний повлияли на установку лифтов в Калининграде
После ухода ряда зарубежных производителей лифтов с российского рынка, в многоквартирных домах Калининградской области стали устанавливать отечественное и турецкое оборудование. Среди поставщиков есть и местные компании, заявил глава регионального Фонда капремонта Олег Туркин в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».
В марте американская компания Otis перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. Она столкнулась с задержками в поставках оборудования из-за нарушения международных цепочек. Тогда же пришлось пересматривать цены на продукцию из-за подорожания логистики и изменения курса рубля. На долю предприятия приходилось около 16% всех лифтов, установленных в России. Кроме того, компания обслуживает каждое третье подъемно-транспортное оборудование, установленное в многоэтажных домах, объектах инфраструктуры и коммерческой недвижимости Калининградской области. Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство, она собирает подъемное оборудование в Петербурге.
Весной застройщики стали искать аналоги ушедшим с рынка компаниями, а производители лифтового оборудования — способы локализации недостающих деталей.
Некоторые калининградские компании столкнулись с тем, что многие поставщики были загружены заказами и раньше, кроме того, пришлось настраивать логистику в регион.
Часть местных застройщиков давно сотрудничает с турецкими компаниями, и кризис на российском рынке после ухода иностранных производителей их не коснулся.
«На наших жилых объектах мы ставим лифты производства Турции, соответственно, сбоев поставки лифтового оборудования в связи с санкциями или уходом с рынка европейских брендов у нас нет и не было.
Сегодня у нас два подрядчика, с которыми мы достаточно долго работаем. Дефицита комплектующих ни один из них не испытывает — все ремонты выполняются оперативно. Более того, само лифтовое производство устроено таким образом, что на рынке много взаимозаменяемых или аналоговых комплектующих, что позволяет ему оставаться гибким в любых экономических условиях», — рассказал РБК Калининград генеральный директор компании «КалининградСтройИнвест», депутат горсовета Павел Макаров.
Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021 году, привезли из-за границы. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% и еще 15% — на Белоруссию, писал РБК со ссылкой на Минпромторг.
В июле все российские активы американской компании Otis Elevator Company купил российский холдинг S8 Capital. После сделки бывшее подразделение Otis продолжило производить лифты, обслуживать сущствующее оборудование и импортировать запасные части из-за рубежа.
В Калининградскую область лифтовое оборудование и запасные части компания, несмотря на ограничения транзита, доставляет при помощи автомобильных грузоперевозок.
«Самым серьезным вызовом для российской лифтовой отрасли стали перебои в цепочках поставок весной этого года, которые, при этом, еще не полностью восстановились после пандемии. В 2022 году мы ожидаем сохранение отрицательной динамики рынка по аналогии с 2021 годом, когда темп роста производства лифтов снизился, по данным Росстата, на 0.8 процентов. Но мы ожидаем стабилизации ситуации в будущем, это может произойти благодаря активной работе производителей в направлении импортозамещения, а также благодаря мерам поддержки бизнеса, которые сейчас реализуются на государственном уровне», — рассказали РБК Калининград в компании.
По словам главы Фонда капремонта Олега Туркина, лифты для домов закупает победитель аукциона в соответствие с техническим заданием.
«Подрядчик по согласованию с жителями выбирает лифт. Чье производство — нам не принципиально, но это российское производство, есть Могилев (Белоруссия). Но западных производств у нас нет, мы ставим отечественные лифты. У нас есть и калининградское производство, они активно участвуют, есть московское. Каких-то проблем с запчастями у нас нет и не будет», — сообщил Туркин.
Как писал РБК Калининград, к 2024 году в многоквартирных домах области заменят 230 лифтов по программе капитального ремонта. В этом году увеличили субсидирование фонда капитального ремонта — к 900 млн рублей, собранных гражданами, региональные власти добавили один миллиард рублей.