Беспрецедентный сезон. Турфирмы о внутреннем спросе, доходах и проблемах
Прошедший туристический сезон стал рекордным для Калининградской области. Заполняемость отелей достигала 95-100%, турпоток оценивается в 2 млн приезжих, причем, гости ехали не только на побережье, но и в восточные муниципалитеты области. РБК Калининград продолжает серию материалов об итогах этого сезона. На этот раз туристические компании расскажут, откуда приезжали туристы в Калининградскую область и куда предпочитали ездить отдыхать сами калининградцы. Обсудим также проблемы, которыми обернулся рекордный турпоток.
Туристический сезон начался в мае и пока завершен не во всех муниципалитетах. Подводить итоги в точных цифрах туроператоры и власти будут в октябре, но уже сегодня они говорят, что прошедшее лето побило рекорды по количеству туристов.
И рост, и спад
По словам председателя Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) и директора турфирмы «Юнона» Светланы Слепенок, в конце сезона на рынке наблюдается очень «пестрая» картина.
«В целом рост услуг, но определенных, и у разных компаний по-разному.
Рост, например, у тех, кто раньше занимался авиатурами, выездным автобусным туризмом, а теперь перешел на внутренний туризм. Естественно, произошел рост — у них не было экскурсионки, они этим занялись. У туроператоров-монополистов по экскурсиям — спад,
потому что эту сферу деятельности предоставляли они, а сейчас многие компании пошли в это же русло, увеличился сектор индивидуального туризма. У небольших компаний спад, они не могут обеспечить круглогодичную загрузку работой гидов-экскурсоводов, заключают договоры на сезон, а в этом году "сезонные" гиды очень сильно подняли цены на свои услуги. По сборным турам рост — кэшбек хорошо помог. Детский туризм из-за ограничений сильно упал, делового почти нет», — рассказывает эксперт.
Куда едут туристы
Многие туристы выбирали прибрежные города. На восток ехали те, кто приезжал в Калининградскую область не в первый раз.
«В этом году было больше продаж туров, чем в прошлом. У нас туристы из России мало знают про восток области. Во-первых, сюда едут на короткий период.
Основная масса [путешественников] приезжали дней на пять, не больше, и за это время они больше хотели побыть на море. Поэтому, выбирая на что потратить время, они предпочитают Янтарный, Куршскую косу, Балтийск. А восток выбирают те, кто приезжает сюда повторно. В Калининград ехало много людей, у которых отменились поездки, когда Турцию в апреле закрывали — это перенесенные заявки на российские направления.
Это были первые туристы, поэтому выбирали море», — говорит руководитель туроператора «Цвет» Илья Пилецкий.
Его слова подтверждает и Светлана Слепенок. «Если берут отдых на четыре-пять дней, то чаще всего, конечно, едут на побережье. Если более длительный срок пребывания или если приехали не в первый раз, то едут на восток, но чаще всего без ночевки. Если смотреть по экскурсионке, то на восток поехали более охотно — сработали реклама и освещение в соцсетях», — говорит она.
Большой наплыв туристов был, например, в Железнодорожном Правдинского округа. Представители турфирм связывают это, в первую очередь, с активным восстановлением поселка и расширением туристических маршрутов, куда включили этот приграничный населенный пункт, и с тем, что из Калининграда до поселка в июле пустили рельсобус.
«По моим наблюдениям, летом за час на площади высаживалось около 100 человек. Это, в том числе, и наши жители, которые никуда не выезжали и путешествовали по региону. И узнав, что у нас наводят красоту, поехали посмотреть, как возрождается тот поселок, который имеет очень большую средневековую историю. Это интересно. Всегда едут на какую-то историю», — уверена Наталья Казакова, владелица кафе «У Герды» в Железнодорожном, руководитель Балтийской Ассоциации промышленного туризма.
Люди есть, а денег нет
При этом участники рынка отмечают, что большой наплыв туристов не принес турфирмам рекордных доходов — сказались коронавирусные ограничения. По распоряжению региональных властей, в экскурсионные автобусы пускали людей только с отрицательными ПЦР-тестами или сертификатами о вакцинации. Из-за этого многим потенциальным клиентам приходилось отказываться от экскурсий. После жалоб турфирм Роспотребнадзор разрешил-таки проводить автобусные туры без документов — при заполняемости в 50% с вакцинированными водителем и гидом. Компании и сейчас продолжают работать на этих условиях.
«Ограничения очень по нам ударили. Мы понимаем, что это была необходимость и мы подробно говорили об этом с Еленой Анатольевной [Бабурой — главой регионального Роспотребнадзора], и согласны что их надо было ввести.
Но сначала они вызвали очень большое негодование у туристов: почему в гостиницы селят всех без сертификатов и тестов, а на экскурсии они нужны. Спад произошел сильный — до 70-80%, но краткосрочный — стали приезжать туристы с тестами и сертификатами.
Но все же из-за невысокой наполняемости автобусов и рентабельность низкая. Мы удовлетворяем спрос, выполняем свои обязательства перед партнерами , но заработки в связи с этим ниже», — отмечает Слепенок.
«Правила есть правила, пандемия — сегодняшняя реалия. Можно быть с этим не согласным: почему в самолет можно заходить в любом количестве без справок, он ведь ничем не отличается от экскурсионного автобуса? Но, видимо, жертвуют тем, чем можно пожертвовать», — рассуждает глава туроператора «Балтма Турс» Михаил Друтман.
«Была проблема что мы не могли брать туристов без вакцины и ПЦР-тестов. Когда 1 июля ввели это, у нас резко продажи упали. Многие брали частных гидов или самостоятельно ходили. Туристов было очень много, а продаж нет. Вроде ты видишь: вот они люди, а денег нет», — сетует Пилецкий.
Из-за наплыва людей и проверки документов на менеджеров туркомпаний легла большая нагрузка, в том числе, психологическая.
«Были случаи, когда люди приходили и просто кричали. Они хамят, а потом пишут претензии что хамили менеджеры. Мы сейчас поставили во всех офисах камеры и предупреждаем людей, что ведется запись. Я рассматриваю такие претензии, и на видео менеджер ведет себя очень корректно.
А люди на эмоциях обвиняют всех и вся. Тяжело психологически было этим летом работать», — продолжает Светлана Слепенок.
Еще одной проблемой, вызванной вакцинацией, стал отказ от прививок некоторых работников туристических компаний.
«У нас многим настоящим профессиональным гидам за 60, и мы сейчас не берем их на групповые туры, потому что туда только вакцинированным можно. Ставим их работать на пешеходные экскурсии, на небольшие группы. Потому что людей жалко, им нужно зарабатывать деньги. И здесь мы находимся в неравном положении с нелегитимными гидами-индивидуалами, которые работают вне правового поля», — говорит глава Ассоциации.
Проблемы с инфраструктурой и кадрами
«Для Калининградской области это был лучший сезон за всю ее историю. Все зависит от программы. Летом все хотят к морю, но море не резиновое. И, к сожалению, есть катастрофическая нехватка мест проживания. Естественно, люди размещаются там, где могут. Неосознанный спрос всегда ведет к шероховатостям. Есть недостаток кадров в отелях, ресторанах, и это ведет к недостатку сервиса, который может быть. Но в принципе, на фоне остальной России Калининград справляется, у нас очень приличный сервис. К проблеме вечерней посадки в ресторанах я не отношусь как к проблеме — это успех ресторанов», — считает Михаил Друтман.
Рост турпотока в Железнодорожном ожидаемо вызвал увеличение спроса на места проживания в поселке. «Там кроме хостела ничего нет — ни апартаментов, ни гостиниц. Это все дело будущего, мы над этим работаем», — подчеркивает Наталья Казакова.
«У гостиниц было беспрецедентное лето, так как для них никаких ограничений не было и селились все. Осталась нерешенной проблема туалетов и парковок, но спасали кафе и рестораны», — отмечает Светлана Слепенок.
Большое число туристов спровоцировало и проблему нехватки квалифицированного персонала в отелях, ресторанах и турфирмах.Брать приходилось начинающих.
«Мы брали нулевых менеджеров, выпускников, обучали на месте.
У нас есть учебные заведения, которые выпускают очень много людей, но они не идут в турфирмы, они идут в свободное плавание. Например, мы предложили поработать четырем выпускникам БФУ на ретропоезде. Но они даже не пришли на собеседование. Они написали мне: “мы посмотрели, это сложно для нас, мы не будем”.
Молодежь сейчас не хочет напрягаться, связывать себя какими-то обязательствами с фирмами. Они спокойно заколачивают деньги сами. В интернете ты всегда можешь предоставить сам свои услуги, зачем под кого-то подстраиваться? Можешь заработать сидя дома: сегодня я хочу работать — возьму группу, а завтра я посплю», — отмечает тенденцию руководитель «Юноны».
Что будет дальше
За прошедший сезон Калининградская область наработала себе хороший имидж у российских туристов, уверены участники рынка. Они ожидают возврата туристов, которые уже были здесь и уехали домой в восторге от региона. Теперь надежда на «сарафанное радио». С открытием Турции и Египта спрос может упасть, но незначительно — процентов на 10, считают эксперты.
«И все же можно сказать, что пандемийное время и закрытие границ сыграло нам на руку. Мы очень хорошо выглядим по сравнению с другими регионами страны, особенно с курортами Краснодарского края, Крыма и Кавказа.
У нас тоже появляются такие элементы юга, которые не нравятся ни нам, ни людям — гиды-индивидуалы, которые стоят с досками на груди, таксисты-экскурсоводы, навязчивые услуги фотографов, громкая музыка а ля “Ласковый май" .... . Они у нас появляются, но все равно не в таком количестве как на юге. Все равно мы выглядим более причесанными, качество услуг лучше, хороший транспорт для экскурсионки у туроператоров, и, как правило, хорошие профессиональные гиды.
Мы наблюдаем, что люди берут гидов-индивидуалов на транспорте и потом возвращаются к нам и говорят: “Мы за бешеные деньги взяли гида на машине, мало что посмотрели, послушали какой-то бред и хотим послушать профессионального гида”. Мы сейчас все перестраиваемся и очень быстро подстраиваемся под рынок. Он требует индивидуальных и пешеходных экскурсий, новых продуктов-театрализованных экскурсий, экскурсий-променадов, в виде иммерсивных спектаклей. И они появляются», — поясняет Светлана Слепенок.
Востребованность ждет и восточные муниципалитеты. «Много людей включается в развитие HoReCa (сектор кафе-ресторанов-отелей - прим. РБК Калининград)
в Железнодорожном, нас ждет большой прорыв. Я думаю, года через два-три там будет очень красиво, доступно, и интересно. В первую очередь, для иностранных туристов.
Границы у нас все равно когда-нибудь откроются. Жители Калининградской области уже много посмотрели в нашем регионе, потом просто пойдет процесс взаимообмена — мы будем показывать иностранцам свою подготовленную красоту», — резюмирует Наталья Казакова.
Ранее РБК Калининград поговорил с туроператорами о спросе на зарубежные курорты — как сказалось открытие Турции и Египта на потоке путешественников в Калининградскую область.