«Новая метла» для патентных мигрантов. За и против решения губернатора
С 1 сентября в трех школах Калининграда (№ 31, 38 и 50) ввели дополнительные уроки русского языка для плохо им владеющих детей мигрантов из стран СНГ. Как стало известно РБК Калининград, повышение квалификации педагогов по преподаванию русского языка как иностранного и работе в поликультурных классах профинансировали областные власти.
В то же время, со 2 октября вступает в силу указ губернатора Антона Алиханова на год запрещающий иностранным гражданам работать по патентам сразу в нескольких сферах экономики: таксистами, водителями автобусов, пекарями, учителями и воспитателями в детских садах. Им так же будет запрещено предоставлять временное жилье и трудоустраивать других граждан, подбирать персонал. Документ был подписан 2 июля, то есть, теоретически, предполагается, что и работодатели, и сами приезжие работники должны были успеть сориентироваться и изменить свои планы.
Объясняя необходимость введения ограничения на работу мигрантов на заседании общественно-политического совета губернатор заявил, что власти стремятся таким образом увеличить число рабочих мест для жителей Калининградской области и снизить показатели безработицы. Звучат и противоположные мнения — что калининградцы на такие вакансии не пойдут и что годовой запрет может только усилить кадровый голод в регионе.
В плюсах, минусах и последствиях нового запрета РБК Калининград решил разобраться вместе с экспертами.
Кому что запретят и кому нет
Гражданам Евразийского экономического союза — а это Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения — беспокоиться не стоит. На них запрет не распространятся. Не распространяется он и на тех, у кого в России есть вид на жительство или разрешение на временное проживание.
А вот граждане Абхазии, Азербайджана, Украины, то есть те, кому для работы нужен патент, работать в сфере транспортных перевозок, в образовании и в хлебопечении и производстве кондитерских изделий уже не смогут.
«Постановляю установить запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, по следующим видам экономической деятельности: производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения, кондитерских изделий, детского питания, регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении», — говорится в тексте указа губернатора.
Строительная отрасль «вздохнула с облегчением» — этой сферы указ не коснулся.
За и против
Руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин считает, что Калининградская область ничем не отличается от других регионов России, а потому ждать позитивных результатов от таких запретов едва ли стоит.
«Я вам такой пример приведу: вот запретили на юг России ехать мигрантам, а меж тем фермеры повысили зарплаты: давай, приходи, работай. Но из местных никто в бой не ринулся. Из-за этого задержали посевную, и потому у нас морковка по 150 рублей в магазинах, а вовсе не из-за импортных поставок. Вот к чему привело такое решение.
В Калининграде, как впрочем, и везде, нет единого механизма защиты рынка труда. Вы сначала посмотрите, а где мигранты работают, в каких сферах. Ну что, калининградец-инженер побежит хлеб печь или такси водить? Нет, конечно. Я вам гарантирую, проблему безработицы такой указ в Калининградском регионе не решит».
Оставшись без работы мигранты, скорее всего, уедут, прогнозирует Вячеслав Поставнин, — необязательно на родину, а, например, в соседнюю область, где нет запретов.
С начала пандемии число официальных безработных выросло в 7,5 раз. Губернатор своим указом просто обозначил болевые точки и борется с ними, считает председатель комитета по экономической политике Калининградской областной Думы Александр Никулин.
«Нам надо с безработицей бороться разными способами, чтобы хотя бы прийти к уровню докризисному. Но из–за той же пандемии и въезд мигрантов был в нашу страну ограничен, так что ждать какого-то кризиса, потому что сейчас вся рабочая сила уедет — ну, это вряд ли. Мигрантов и так было мало. Ничего в этом сверхъестественного нет. На наш рынок, я считаю, этот указ повлияет благотворно, потому что мигрантов привлекают в одну сферу и часто они оказываются в другой, например, в такси.
А что наши калининградцы в такси работать не могут? Для этого сейчас просто нужен мобильник и машина. Квалифицированные рабочие — это, конечно, всегда дефицит. Но мы говорим о самых простых сферах. Ну, и надо помнить, что если что-то пойдет не так, и на рынке труда появится дефицит рабочих рук, то постановление (указ губернатора — прим. РБК Калининград) можно отменить.
Сейчас ситуация другая: безработица среди своих большая и надо нашим калининградцам дать рабочие места и снизить показатель», — рассуждает Никулин.
Соглашается с ним и калининградский политтехнолог, социолог, основатель «Калининградской мониторинговой группы» Алексей Высоцкий.
«Правильное решение. Десятилетия область жила за счет своих рабочих рук, проживет и дальше. Я далек от ксенофобии, но мне бы совсем не хотелось видеть здесь ту картину, которая сейчас складывается в Европе с мигрантами», — говорит Высоцкий.
Рядовые калининградцы на различных форумах в интернете высказывают мнение, что ограничение на работу мигрантов по патенту приведёт к нехватке рабочей силы, особенно, к примеру, водителей в маршрутках.
«Неужели кто-то серьезно полагает, что калининградцы пойдут дворы мести? У многих высшее образование. А мигранты — они специально едут сюда деньги зарабатывать, согласны и на мизерную зарплату, и на плохие условия труда. Работай и молчи. А наши предприниматели? Разве они готовы нормальную зарплату платить? Конечно, они ищут дешевую рабочую силу».
«Ну, хорошо, ну уедут они домой. И что рабочих мест станет больше? Из России к нам каждый день едут, то из Омска, то из Томска. Для своих работы нет. [...] Не в мигрантах дело»? — рассуждают комментаторы.
По информации регионального УФМС, средняя заработная плата мигрантов в регионе составляет 20 тысяч рублей.
Буква закона
В Конституции России существует статься № 55, ее пункт 2 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Ничьи права указ губернатора не нарушает, убежден калининградский юрист Алексей Елаев.
«Эти решения регулируются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан», а в статье № 55 (Конституции — прим. РБК Калининград), кроме прочего, написано, что права и свободы иностранцев могут быть ограничены в силу защиты важных социальных интересов граждан Российской Федерации. У местной власти есть права ограничить работу граждан по патенту».
Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова отмечает, что жалоб ни со стороны бизнеса, ни со стороны иностранных работников на ущемление прав в аппарат пока не поступало. У калининградских работодателей было достаточно времени (три месяца с момента подписания указа — прим. РБК Калининград) подготовиться, если в их организациях заняты мигранты, которых касается запрет, полагает омбудсмен.
«Нам надо аккуратно отслеживать ситуацию, и если у бизнеса возникнут трудности, тогда подход менять. Мы ведь не только о рабочих местах говорим, но и о качестве предоставляемых услуг. Не секрет, что есть масса нареканий на качество вождения мигрантов на наших дорогах и так далее. В любом случае, указ временный, действует год, так что будем наблюдать».
Председатель религиозной организации мусульман города Калининграда «ИХСАН» Явер Гусейнов считает иначе.
«Я считаю: запустили мигрантов в страну, то работать они тогда могут в любых сферах, исключая оборонную и сферу безопасности. И если кто-то неправильно печет хлеб, то спрос с него должен быть по всем законам страны, в которой он работает и одинаковый для граждан этой страны и для мигрантов. Работаешь — плати налоги, а за качеством работы должны следить проверяющие органы».
Кто еще вводил запреты
В 2019 году власти целого ряда регионов ограничили работу иностранцев. Среди них — Камчатский, Забайкальский края, Сахалинская, Челябинская, Воронежская, Тверская области, республика Алтай. В Якутии, например, им запретили трудиться в 33 сферах (производства продуктов и напитков, в городском и пригородном транспорте, такси, в сфере образования, здравоохранения).
Ранее РБК Калининград писал, что рестораторы обратились в Правительство России с просьбой упростить наем иностранных мигрантов, чтобы иметь возможность трудоустраивать их за свой счет до получения разрешения на оформление. Согласно действующим правилам, работодатели могут привлекать их, если не смогли набрать сотрудников внутри региона. Президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев от имени работодателей отрасли предлагает перечислять в бюджет обеспечительный платеж, который будет возвращен после официального оформления. Премьер Михаил Мишустин направил эту инициативу для проработки в МВД и Минтруд. Предложение российских коллег прокомментировали рестораторы региона. Например, основатель «Ресторанного дома Крупицких» Игорь Крупицкий считает, что при сегодняшнем кадровом голоде в ресторанном бизнесе такое упрощение трудоустройства мигрантов позволило бы компенсировать недостаток рабочей силы.