Калининградское пиво может вырасти в цене на четверть
В ближайшей перспективе стоимость калининградского пива может вырасти до 25%, а без мер поддержки со стороны государства и региональных властей, пивоваренная отрасль как малый бизнес может начать исчезать уже в ближайшие два–три года. Такое мнение в разговоре с РБК Калининград высказал экспертный советник по комплексному развитию предприятий, владелец и основатель калининградской пивоваренной компании «Понарт» Ренат Путятинский.
Сложности пивного бизнеса
Эксперт отметил: ситуация в пивоваренной отрасли демонстрирует общемировой тренд на рост сложностей ведения бизнеса в условиях экономической неопределенности и усиления государственного регулирования в рамках дисбаланса налоговой нагрузки. В Германии, как отметил Штефан Блашак из Oettinger, отрасль столкнулась с «коллапсом»: потребление пива падает уже несколько десятилетий (с 140 млн гектолитров в 1990-х до текущих 80 млн), а прогнозы предрекают снижение до 65 млн к 2028 году. При этом налоговое бремя, по мнению игроков рынка, не учитывает масштаб бизнеса: малые пивоварни, которые исторически формировали культурный ландшафт Германии, несут те же фискальные обязательства, что и крупные компании. Это приводит к волне банкротств в Германии — ежедневно закрываются десятки малых предприятий, а в зоне риска теперь и промышленные гиганты.
Но если в Германии пивовары, кроме налогообложения, сетуют на молодое поколение, которое все больше ориентируется на здоровый образ жизни и все реже выбирает пиво, что усугубляет кризис, то их калининградские коллеги говорят о сложной логистике и импортозамещении.
«Традиционные рецептуры требуют специфических сортов»
«Локальные производители (не только пивовары) сталкиваются с дефицитом качественного сырья: до 80% хмеля и специализированного солода ранее импортировались из ЕС, но сейчас логистические цепочки разорваны, а альтернативные поставки из Азии или других регионов России увеличивают себестоимость на 30–50%. Очереди и ограничения на транзит через Литву и Польшу вынуждают использовать морские пути, что удлиняет сроки доставки (а это дополнительные замороженные средства, которых зачастую у малых предприятий недостаточно). Попытки перейти на российское сырьё (например, солод из Алтайского края) сталкиваются с проблемой качества — традиционные рецептуры требуют специфических сортов», — объясняет Путятинский.
Все ляжет на конечного потребителя
По мнению предпринимателя, импортозамещение, активно продвигаемое государством, также не дает ощутимых результатов из-за недостатка инвестиций в сельхозсектор региона. Эксперт видит спасение в нивелировании факторов, влияющих на угнетение экономики предприятий и качества жизни людей.
«Часть предприятий пытается адаптироваться, сокращая ассортимент или переходя в другие ниши, но высокая налоговая нагрузка для малых предприятий и регуляторные барьеры (например, требования к маркировке) ставят под вопрос рентабельность таких проектов. Власти региона даже не обсуждают меры поддержки для пивоваренной отрасли считая ее недостойной ни субсидий на логистику, ни льготных кредитов. А без данных мер поддержки, как опасаются эксперты, малый бизнес в отрасли может начать исчезать уже в ближайшие два–три года. Спасение — в нивелировании факторов влияющих на угнетение экономики предприятий и качества жизни людей. Цены на качественное пиво будут расти, не за горами рост на 20–25%, что окончательно подорвет его конкурентоспособность даже на внутреннем рынке», — сокрушается спикер.
Директор по развитию калининградского пивзавода Schönbusch Любовь Осалидзе солидарна с коллегой по цеху. Они, как и другие калининградские производители, с закрытием границ вынуждены были пересмотреть географии поставок сырья и сегодня завозят его из других российских регионов. Без субсидий и поддержки властей предприятие также вынуждено пересматривать цены.
«У нас [растут расходы на сырье], логистику. Транспортные услуги составляют большую долю себестоимости продукции, и, понятное дело, что нам приходится тоже пересматривать свои цены, если нет никакой поддержки со стороны государства. Если нет никаких субсидий, то, соответственно, и производитель будет цену повышать. А в итоги все это ляжет на плечи конечного потребителя», — уверена Любовь Осалидзе.
По ее словам, на предприятии стараются учитывать тренды молодого поколения, которые все больше разворачиваются в сторону здорового образа жизни. Поэтому наряду с алкогольной, наладили выпуск безалкогольной продукции, в том числе и с содержанием солода. Недавно завод получил сертификат «Сделано в России» за линейку домашних лимонадов со вкусом арбуза и мяты.
Как писал РБК Калининград, в апреле 2024 года крупнейшие российские производители пива предупредили ретейлеров о том, что поднимут отпускные цены на хмельной напиток на 8–15%. И если в «большой России» главной причиной подорожания тогда назвали общую инфляцию, то пивовары Калининграда говорили, что вынуждены повышать цену еще и из-за увеличения транспортных расходов.