В Литве назвали количество случаев возможного обхода санкций Россией
За последние полгода таможня Литвы установила более 3000 случаев возможных попыток обхода санкций и не выпустила/не впустила грузы или транзит по своей территории, 90% этих грузов везли в Россию и Белоруссию или из них. Об этом пишет Delfi.
Таможня соседней республики в настоящий момент проводит 30 расследований из-за возможного нарушения санкций, еще четыре дела рассматривает криминальная служба ведомства.
По данным на июнь, экспорт товаров в Россию снижается, но растет в страны Центральной Азии — в денежном выражении он увеличился до половины прошлогоднего экспорта в РФ. Аналитики уверены, что это связано с попытками обойти санкции.
«Ситуации бывают разные, например, в начале этой недели из Литвы не выпустили груз — растения и саженцы. Эти товары запрещено экспортировать в Россию, однако был указан получатель в Казахстане. В ходе проверки документов выяснилось, что конечный пункт разгрузки находится в России, поэтому груз не выпустили. Однако экспортер подал еще одну таможенную декларацию, в ней не было России. Были подозрения, что экспортер хочет обойти закон, поэтому были предприняты процессуальные действия», — рассказал представитель таможенного департамента Роландас Юргайтис.
По данным Центробанка Литвы, экспорт товаров из республики в Россию сократился, а в Белоруссию увеличился на 20,6%. Экспорт товаров в начале 2022 года в страны СНГ значительно сократился. При этом большая часть товаров не литовские, а реэкспортированная западная продукция.
«Реэкспорт в Казахстан за год вырос с 28 до 62 млн евро, в Узбекистан — на 10 млн евро, а в Россию снизился на 74 млн. евро. По сути в этих двух странах рост составляет половину стоимости прерванной торговли с Россией. Видимо, случайностей не бывает. Часть товаров пытаются ввезти в Россию через другие (...) дружественные России страны», — сказал экономист.
Как писал РБК Калининград, в конце августа таможня Литвы анонсировала ужесточение контроля грузов на границе с Россией, чтобы обеспечить исполнение европейских санкций.
Досмотром грузов будут заниматься больше сотрудников, в том числе и из других ведомств, а аналитический контроль усилят. Кроме того, грузоотправителей, получателей, перевозчиков или таможенных брокеров, которые когда-то уже пытались обойти санкции, будут расценивать как «подверженных высокому риску», их будут проверять с особой тщательностью.