Лучшее за год. Директор «Янтарь-Холла»: Многие не хотят выступать при 50%
Из-за пандемии и связанных с ней ограничений зрители стали чаще покупать билеты в последнюю неделю перед мероприятием, а не за три-четыре месяца, как это было раньше. Это ставит под угрозу проведение концерта, потому что организатор до последнего момента не знает, сможет ли он провести мероприятие. Об этом в интервью РБК Калининград рассказала директор самой большой концертной площадки региона — театра эстрады «Янтарь-холл» Нина Тупий.
Сегодня часть концертов/спектаклей отменяют, а часть проводят. От чего это зависит?
Одной из причин является отказ многих артистов выступать при 50%-ной заполняемости зала. Поэтому организаторам приходится переносить свои мероприятия на другие даты в надежде на то, что ограничения могут быть сняты.
При какой заполняемости мероприятие может не состояться? И было ли такое?
Каждое мероприятие рассчитывается индивидуально, у некоторых и при 50 — 70% заполняемости зала оно может не состояться, потому что получается экономически невыгодно. И тогда, конечно, организаторы принимают решение не проводить.
Как в пандемию заполняется зал — хуже или лучше, чем раньше?
Тенденция к ранней покупке билетов стала гораздо слабее. Билеты стали приобретаться в последнюю неделю, а раньше это было за 3-4 месяца. И, как следствие, это ставит под угрозу проведение концерта, потому что организатор до последнего момента не знает, сможет ли он провести мероприятие.
Как в этих условиях составляется программа мероприятий?
Мы принимаем заявки на год вперед, но основная часть программы составляется на 3-4 месяца. Организаторы присылают нам заявки с теми или иными мероприятиями, а мы стараемся их расставить по такому графику, чтобы между собой они не конкурировали, и программа, допустим, одного месяца не состояла только из концертов рок-групп, а была насыщенной и разнообразной.
Какие есть проблемы с возвратом билетов? Как часто приходится платить неустойку артистам?
Выплаты неустойки артистам не было, потому что все вошли в положение и соглашались на перенос. Проблем с возвратом тоже не было. Мы сразу возвращали все билеты, которые были приобретены именно на мероприятия, проводимые «Янтарь-холл». Были вопросы с возвратом билетов частным организаторам, которые по постановлению имели права их не возвращать.
Год пандемии был убыточным?
Безусловно. В связи с тем, что четыре месяца мы находились в состоянии полного простоя, сейчас мы более-менее содержим себя, пытаемся заработать на небольших проектах, на конференциях, с учетом разрешенных санитарно-эпидемиологических норм по заполняемости залов.
А вообще насколько площадка экономически эффективна? Получается ли выходить на самоокупаемость?
До пандемии темпы развития «Янтарь-холла» были очень хорошие, и мы приближались к тому, чтобы выйти на самоокупаемость. В 2018 году нас посетили 122 000 зрителей, а в 2019 уже 150 000. Но за последние два года мы откатились далеко назад. Конечно, мы проводим небольшие мероприятия, но их доходность низкая.
И не стоит забывать, что «Янтарь-холл» — это не только концертный зал, а почти 25 тысяч квадратных метров, на которых размещены деловой центр, торговые и выставочные помещения, кинотеатр, кафе и рестораны, которые также простаивали в период строгих ограничений. Всё это необходимо содержать — отапливать и своевременно обслуживать. Поэтому в условиях пандемии о самоокупаемости речи не идет.
Недавно министр по культуре и туризму Андрей Ермак признал, что в области нет серьезных сцен для больших гастрольных спектаклей столичных театров. Де-факто получается, в области «Янтарь-холл» — монополист…
Наша площадка также имеет свои технические ограничения, принимать абсолютно любой проект мы не можем. «Янтарь-холл», в первую очередь, концертная площадка. Мы, конечно, проводим спектакли или проекты с небольшими труппами, но для обеспечения таких форматов требуется привлечение дополнительного специального оборудования.
Если сравнивать «Янтарь-холл» с другими российскими площадками, как он выглядит в масштабах страны?
Я считаю, что мы задаем очень хороший уровень в регионе. Все приезжающие артисты и организаторы также отзываются очень положительно, мы соответствуем уровню столичных концертных залов. Что касается России, я думаю, уместно будет сравнивать с площадками в других курортных городах. И могу сказать, что мы представлены на хорошем уровне.
Поэтому билеты дороже, чем везде?
Стоимость билета складывается из затрат на проведение конкретного мероприятия: логистики коллективов и оборудования, их проживания и питания, технического сопровождения, гонораров, рекламных кампаний и многого другого.
А есть что-то, чего не хватает?
Мы хотим, чтобы на нашей площадке проходило больше деловых мероприятий. В Светлогорске создана отличная инфраструктура для больших форумов и конференций, здесь можно прекрасно совместить работу и отдых. Наша площадка готова к проведению крупных деловых событий. И именно их нам сейчас не хватает. Ну и, конечно, полных залов, сейчас этого не хватает каждой концертной и театральной площадке.
Какое шоу было самым крупным или дорогим?
Самым крупным и самым дорогим проектом являются гастроли Большого театра. И, безусловно, без поддержки министерства по культуре и туризму Калининградской области мы бы не справились.
Последнее интервью с вами выходило в 2016 году. Почему? Это вы не очень охотно общаетесь с журналистами или журналисты не проявляют интереса?
Я не публичный человек и предпочитаю заниматься своей работой, результаты которой видно.