В Калининграде отмечают снижение стоимости яиц. А что дальше?
В Калининграде продолжают дешеветь яйца. В пятницу, 1 марта в магазинах сетей «Виктория» и «Спар» десяток C1 продают по 129 рублей 99 копеек, в «Пятерочке» — по 129 р, дает цифры «Клопс». В фирменной палатке Гурьевской птицефабрики первая категория стоит 125 рублей. Можно встретить и акционный товар за 119,90 рублей.
Если считать по среднему арифметическому, то за месяц яйца стали доступнее на 11,2% — 125,7 против 139,9 рублей в феврале.
О том, что в России наметилась тенденция к снижению стоимости куриных яиц буквально два дня назад на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным говорил и глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский. По его мнению, причиной этого стало заключение ценовых соглашений между производителями и продавцами.
Несмотря на общую тенденцию, цены на социальные яйца наоборот «подросли». Так в фирменных магазинах агрохолдинга Долгов Груп, с которым региональные власти заключали такое ценовое соглашение, социальный товар — яйца 2 категории — стали стоить 82 рубля против 76 установленных в ноябре прошлого года. При этом тогда губернатор озвучивал, что производитель обязался индексировать эту цену ежегодно не более, чем на 5%.
На вопрос журналиста РБК Калининград о подорожании социального товара продавец магазина заметил: цена менее 100 рублей — значит социальная.
Напомним, месяц назад калининградский ретейл также прогнозировал снижение цен. Заместитель гендиректора сети супермаркетов «Spar — Калининград» Алексей Елаев говорил, что местные предприятия при наличии конкуренции не смогут долго держать высокие цены. Одной из причин удешевления яиц, по его мнению, является тот факт, что ушли причины резкого повышения цен, в частности сокращение предложения на фоне птичьего гриппа.
«Сейчас, так как яйца все-таки достаточно биржевой товар, и молодое поголовье уже подросло, проблема уходит. В продажу уже поступила вторая категория из Синявинской птицефабрики, скоро пойдет много первой категории. То есть это значит, что курица выходит на промышленный объем производства. <...>».
Между тем доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ Светлана Сазанова предположила, что осенний ценовой шок на яйца может повториться этой весной.
«К сожалению, подобный шок может повториться. Предпосылки этого — в структуре отрасли. Большинство производителей — владельцев «куриного бизнеса» являются монополистами на региональных и местных рынках и используют свою монопольную рыночную власть для повышения цен и получения сверхприбылей. Повышение цен в отдельных регионах, благодаря интернету становится известно всей стране и вызывает «подражание» производителей и «эффект присоединения к большинству» у потребителей. Механизм самосбывающихся ожиданий раскручивает маховик цен», — объясняет эксперт, добавляя, что решением проблемы может стать развитие малого и среднего птицеводческого бизнеса с прямой продажей продукции потребителю, минуя еще одних монополистов — крупные торговые сети.
Комментируя в прошлом году высокие цены на курятину от местных производителей, губернатор Антон Алиханов напомнил, что региональные власти не могут регулировать розничные цены, но планируют помочь предприятию, которое намерено заняться производством курятины, писал РБК Калининград. Конкуренция — лучший модератор, — заявил он тогда.