«Поползет в сторону Гурьевска». Глава Союза архитекторов о Калининграде
До 3 марта жители Калининграда могут внести предложения по изменениям в городской Генеральный план. Материалы доступны по ссылке «Проект» на странице администрации города. Высказаться можно на сайте мэрии или в МФЦ на площади Победы — это и есть общественное обсуждение, оно проводится в заочной форме и не предполагает дополнительных очных дискуссий или слушаний, сообщил председатель Правления Калининградского регионального отделения Союза архитекторов России Петр Черненко. 1 марта в интервью радиостанции «Комсомольская правда — Калининград» он рассказал о самых спорных вопросах, о решении проблемы пробок и о том, куда в будущем будет развиваться областной центр. РБК Калининград собрал для своих читателей самые интересные и важные высказывания Черненко.
Зачем вообще вносить изменения в Генплан?
Если мы говорим конкретно о сегодняшних изменениях в Генплан, о том, что сейчас обсуждается,
хочу успокоить тех, кто привык жить по-старому: внесение изменений в генеральный план ничем особым не грозит, то есть, основное, что делается в нынешней редакции генерального плана — это приведение его в соответствие приказу № 10 Минэкономразвития РФ по отображению элементов.
Там меняется цвет, потому что в январе 2018 года вышел этот приказ, и вся документация по территориальному планированию, по внешнему виду, по всем элементам должна ему соответствовать.
Как действовать горожанам?
Невозможно взять проанализировать весь генеральный план одному человеку или группе специалистов, положить рядом две картинки то, что было до и то, что предлагается сейчас и сопоставить. Уложиться в то время, которое отведено для обсуждений, с такой работой в принципе невозможно, поэтому подход такой: люди — каждый, кто живет где-то, работает где-то, часто посещает какие-то места, просто смотрит на эти места, смотрит, что там изменилось и сказать свое мнение.
О благоустройстве сквера на Рокоссовского
Несмотря на то, что это небольшая территория достаточно — она очень сложная территория. Ее нельзя было рассматривать в отрыве от всей улично-дорожной сети в этом районе, включая улицу Соммера и прилегающие улицы. Об этом говорили на городском градосовете. В основе таких проектов должна лежать структура — нужно понимать, как будут двигаться пешеходы, транспорт, и вот на эту структуру, на каркас уже нанизывать эти элементы благоустройства, бантики, рюшечки и все остальное. Это здесь сделано не было. Архитекторы-градостроители говорили, что не с этого надо начинать, что надо разобраться со структурой. Про это разговор и был на градосовете, что если мы запускаем пешеходный поток, то он не должен упираться в парковку на Черняховского и надо решить вопрос с парковкой.
О пешеходном переходе на Литовском валу
Вписать-то можно, насколько нужен, сложно сказать. Тема транспорта — наисложнейшая, самая сложная во всем градостроительстве. Ну да, действительно, единственно, что может дать подземный переход в этом месте — это дать возможность убрать регулирование или как-то изменить его, сделать более безостановочным движение транспорта. Насколько это нужно, не знаю. Потому что здесь надо рассматривать в комплексе движение по всему Московскому проспекту, и одним этим перекрестком Московский проспект не заканчивается — есть светофоры до, есть светофоры после, все смотреть, считать надо.
О решении проблемы пробок в городе
Мне удобнее добираться до города на общественном транспорте. У меня претензии к качеству этого транспорта — если бы был подвижной состав посвежее и покомфортнее, было бы лучше. Но ехать условно с улицы Дюнной, с той части Аллеи Смелых в город на трамвае проще, потому что он идет, минуя пробки. А проблему пробок может решить проект транспортно-пересадочных узлов.
О пробках на Дзержинского
Там нет резерва территории. С улицей Дзержинского можно сделать вот что: достроить Восточную эстакаду до Муромской, что сейчас и делается, проект есть, если будет построена Восточная эстакада, она разгрузит Дзержинского, и разгрузит ее серьезно.
О застройке острова Канта
В прошлом году были попытки внести изменения в Правила землепользования и застройки — это именно тот самый документ, который позволяет изменять разрешенное использование — была дискуссия, был разговор в Общественной палате, и было принято решение: в ПЗЗ оставить эту зону зеленой. При внесении изменений в Генеральный план логичнее было бы, конечно, эту зону вернуть в цвет рекреации, тем более, что власти однозначно сказали, что здесь меняться зона не будет.
На мой взгляд, там есть смысл застройки вокруг Собора, потому что Собор должен быть в среде, во-первых. Существующая планировка и вот эта аллея — осталось направление и трассировка с того времени, когда там была застройка, то есть, по направлению на остров Октябрьский она замыкалась зданием, которое стояло рядом с Собором. Сейчас это все — чистое поле, которое не закрывается визуально ничем. Для человека психологически важно видеть ориентир, понимать, куда он идет и чем его путь закончится.
О пешеходном мосте на остров Канта
Сильно облегчит проход с острова вот на ту часть, где находится СК «Юность». Ну в первую очередь, это лучше для гостей города, потому что музейный комплекс — Музей мирового океана и Собор (Кафедральный собор имени Канта — прим. РБК Калининград) станут в такой хорошей пешеходной доступности.
Об изменении зоны в районе стадиона «Балтика»
Стадион «Балтика» был в зоне рекреации. По 10-му приказу Минэкономразвития РФ в зоне рекреации спортивные сооружения не размещаются, а размещаются в зоне специализированной застройки. Это просто формально вот эта вся территория на Генплане была перекрашена. Стадион является объектом культурного наследия, вся территория — это памятник, сквер с одной стороны попал в зону специализированной застройки, с другой стороны, он не входит в зону охраны объекта культурного наследия... Возможна ли застройка сквера? Я однозначно говорю, что нет, невозможна, поскольку он стоит в Росреестре на кадастре как сквер и он защищен и законом о приватизации, и Земельным кодексом.
О микрорайоне «Восток»
У нас когда располагают здания в подобных микрорайонах, для того, чтобы определить местоположение вот этого дома, критерий у застройщика один — границы земельного участка. Вот есть граница, положено отступить 5 метров — отступил 5 метров, разместил дом. Калининградские архитекторы много об этом говорили, что у нас проектирование таких микрорайонов заменяется посадкой дома на земельный участок. Это неправильно. Потому что это архитектурная среда, которая должна строиться по определенным композиционным правилам. Минусы этого, в основном — это дискомфорт визуальный, есть психология восприятия: форма, цвет, это накладывает свои отпечатки.
Смотрите, у нас например школы дизайна основные и ведущие дизайнеры — моды, автомобильные, дизайнеры моды, одежды — это итальянцы. Не в последнюю очередь потому, что они живут в такой среде. Это — классическая архитектура, это — хорошая среда вокруг, в том числе архитектурная.
Куда будет развиваться Калининград?
Скорее всего, Калининград «поползет» на слияние с Гурьевским городским округом, в ту сторону.
Ранее РБК Калининград писал, что 26 февраля общественная площадка для дискуссий о развитии Калининграда «Право на город» провела разбор Генплана вместе с председателем Правления Калининградского регионального отделения Союза архитекторов России Петром Черненко. В преддверии этой встречи общественник Анна Алимпиева дала интервью редакции.