Частные школы Калининграда — бизнес или миссия
По данным областного министерства образования, в регионе работают 176 школ. Только семь из них негосударственные. Это «Интерлицей», «Ганзейская ладья», школа Н.И. Мороз, «Альбертина», «Лицей Альма Матер», центр «Росток», «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви». Они все сосредоточены в Калининграде. Доля учеников частных школ в общем объеме городских школьников, по утверждению представителей негосударственного сектора, не превышает 0,5%. Все остальное приходится на муниципальные школы — их в городе 52.
Сколько и кто
Самая первая из открывшихся школ — лицей «Ганзейская ладья», учрежденный в 1992 году. Самая крупная — «Росток»: в этом году там за парты сели 508 учеников. «Самых-самых» по ценам выделить сложнее, поскольку состав предложения у всех различен: в цену могут входить или не входить обеды, покупка учебников, содержание в продленке и т.п. Минимальная плата за обучение — в школе Н.И. Мороз, она составляет 6450 рублей в месяц. Гимназия «Альбертина» дифференцирует плату в зависимости от года обучения: за первый класс — 12 тысяч в месяц, за одиннадцатый — 15 тысяч.
Основная масса клиентов — семьи среднего достатка. Как утверждают директора частных школ, общая доля учеников из семей с высоким доходом не превышает 3–5%. Примерно столько же тех, для кого расходы на обучение затруднительны, но стремление обеспечить ребенку качественное образование берет верх.
Похоже — не похоже
По набору предоставляемых услуг частные школы не идентичны, но сходны. И не только между собой, но и в сравнении с «бесплатными»: в них есть и продленка, и питание, и сменка, и жесткие требования к форме одежды. Классы в большинстве частных школ малочисленны, по 12–14 человек. На фоне «муниципалов», где численность класса может доходить до 40 человек, это выглядит привлекательно.
Школы имеют свои особенности, и эти «фишки» часто несопоставимы между собой. В экономическом лицее «Ганзейская ладья» обязательно изучают два иностранных языка — английский и немецкий. Руководство гимназии «Альбертина» считает важной особенностью полный режим дня — с 9 до 18 часов. В центре «Росток» за каждым классом закреплен отдельный кабинет, где проходят занятия по всем предметам. Направленность «Православной гимназии Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» говорит сама за себя. «Интерлицей» призывает приходить к ним «детей с тройками в аттестате» и обещает качественную подготовку к ЕГЭ. Обещание размещено на главной странице его сайта, где слово «Масленица» написано с орфографической ошибкой
Бизнес или нет?
Участники рынка не спешат называть свою деятельность бизнесом, большинство говорит, что это, скорее, миссия. Мотивом к началу деятельности на этом поле нередко выступают персональные потребности либо «профессиональное» отчаянье.
Лицей «Ганзейская ладья» появился в 1992 году благодаря смене власти в регионе. Школу организовали бывшие сотрудники управления образования областной администрации. Помощь оказал представитель биржи, имя которой получил лицей.
Школа «Росток» открылась в 2003 году, когда ее директор и заместитель потеряли работу: закрылась частная школа, где они трудились учителями, а их собственные дети — учились. Учреждение собственной школы было авантюрой, вспоминает заместитель директора Анна Палецких. Первую прибыль удалось получить лишь через пять лет. И тогда, и сейчас она распределяется похожим образом.
«75% доходов уходит на зарплату, 20% — на оплату аренды и коммунальные платежи. Оставшееся вкладываем в ремонт и обновление материально-технической базы. Все время есть куда вложить. Мы только стулья перетягиваем дважды в год», — говорит Палецких.
Аренда ежемесячно съедает 600 тысяч рублей. Но большое здание позволяет брать в школу всех желающих. С момента открытия численность учеников выросла с 34 до 508.
У большинства «частников», помимо забот об оплате аренды, есть еще и дефицит места. В «Ганзейскую ладью» в этом году смогли взять лишь 18 учеников из 54 желающих, рассказала директор лицея Татьяна Хрулева. Мало места и в школе Н.И. Мороз, этим обусловлена относительно высокая для частного сектора численность класса — 24 человека.
«Лицей Альма Матер» — редкое исключение. Работая на этом рынке с 1998 года, школа обзавелась двумя собственными зданиями.
«Нам навстречу пошел застройщик. Предоставил беспроцентный кредит с рассрочкой», — говорит директор Вера Ясинская.
Альтернатива альтернативе
Замдиректора центра «Росток» утверждает, что за 14 лет работы из школы не ушел ни один учитель, а ученики считают школу «второй семьей». Все участники рынка сходятся на том, что главное преимущество частного образования — создание среды, альтернативной «казенной» школе.
«Часто в госшколе огромное бюрократическое давление на учителя. Если давят на преподавателя, он будет давить и на ребенка. У нас другой принципиально подход», — утверждает директор лицея «Ганзейская ладья» Татьяна Хрулева.
Два года назад в Калининграде появилась альтернатива и этой альтернативе — семейная «Школа жизни», открытая молодой парой. Сюда приходят дети, которых родители перевели на семейное обучение. Создание общей среды детей с педагогами стало здесь стратегической целью, а собственно школе отведена роль несущей инфраструктуры.
Месяц обучения обходится клиенту в 15 тысяч рублей, плюс такой же единовременный взнос при поступлении. Директор школы Антон Бучинчик считает, что о сверхприбылях в этом секторе речь не идет, однако «любой проект должен себя содержать». В школе, по его словам, реализован «гуманно-личностный подход, идущий от истинных потребностей ребенка». Здесь не ставят оценок и поддерживают комфортную атмосферу, тщательно выверяя психологические аспекты обучения. Самих детей учат общаться, понимать себя и других, уважать интересы и чувства окружающих и отстаивать свои, улаживать конфликты. На вопрос о том, что может случиться, если по каким-либо причинам ученику «Школы жизни» придется перебраться в обычную школу, Бучинчик ответил так:
«Наверняка контраст для ребенка будет очень существенным, но после нашей школы ребенок будет достаточно зрелым, чтобы успешно адаптироваться в новой среде и справиться с возможными трудностями».
Среди калининградских частных школ не найти двух одинаковых. Негосударственное образование развивается и как минимум окупает себя. А потребитель получает выбор, и это главное свидетельство здоровой обстановки в секторе.